3. “Открытие” детьми нового знания.
1) № 1, стр. 80.
а) — Выполните действия: 1 • 7, 1 • 4, 1 • 5.
Дети решают примеры с комментированием в учебнике-тетради:
1 • 7 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 7
1 • 4 = 1 + 1 + 1 + 1 = 4
1 • 5 = 1 + 1 + 1 + 1 +1 = 5
— Сделайте вывод: 1 • а — ? (1 • а = а.) Учитель выставляет карточку: 1 • а = а
б) — Имеют ли смысл выражения 7 • 1, 4 • 1, 5 • 1? Почему? (Нет, так как в сумме не может быть одно слагаемое.)
— Чему они должны быть равны, чтобы не нарушалось переместительное свойство умножения? (7 • 1 тоже должно быть равно 7, поэтому 7 • 1 = 7.)
Аналогично рассматриваются 4 • 1 = 4; 5 • 1 = 5.
— Сделайте вывод: а • 1 = ? (а • 1 = а.)
Выставляется карточка: а • 1 = а. Учитель накладывает первую карточку на вторую: а • 1 = 1 • а = а.
— Совпадает наш вывод с тем, что у нас получилось на числовом луче? (Да.)
— Переведите это равенство на русский язык. (При умножении числа на 1 или 1 на число получается то же самое число.)
— Молодцы! Итак, будем считать:
а • 1 = 1 • а = а.
2) Аналогично исследуется случай умножения с 0 в № 4, стр. 80. Вывод — приумножении числа на 0 или 0 на число получается нуль:
а • 0 = 0 • а = 0.
— Сравните оба равенства: что вам напоминают 0 и 1?
Дети высказывают свои версии. Можно обратить их внимание на те образы, которые приведены в учебнике: 1 — “зеркальце”, 0 — “страшный зверь” или “шапка-невидимка”.
Молодцы! Итак, при умножении на 1 получается то же самое число (1 — “зеркальце”), а при умножении на 0 получается 0 (0 — “шапка-невидимка”).
4. Физкультминутка.
5. Первичное закрепление.
На доске записаны примеры:
23 • 1 = 0 • 925 = 364 • 1 =
1 • 89= 156 • 0 = 0 • 1 =
Дети решают их в тетради с проговариванием в громкой речи полученных правил, например:
3 • 1 = 3, так как при умножении числа на 1 получается то же самое число (1 — “зеркальце”), и т.д.
2) № 1, стр. 80.
а) 145 • х = 145; б) х • 437 = 437.
При умножении 145 на неизвестное число получилось 145. Значит, умножали на 1• х= 1. И т.д.
3) № 6, стр. 81.
a) 8 • x = 0; б) х • 1= 0.
- При умножении 8 на неизвестное число получился 0. Значит, умножали на 0 • х = 0. И т.д.
6. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
1) № 2, стр. 80.
1 • 729 = 956 • 1 = 1• 1 =
№5, стр. 81.
0 • 294 = 876 • 0 = 0 • 0 = 1 • 0 =
Дети самостоятельно решают записанные примеры. Затем по готовому образцу проверяют свои ответы с проговариванием в громкой речи, отмечают правильно решенные примеры плюсом, исправляют допущенные ошибки. Те, кто допустил ошибки, получают аналогичное задание на карточке и дорабатывают индивидуально с учителем, пока класс решает задачи на повторение.
7. Задачи на повторение.
а) — Мы сегодня приглашены в гости, а к кому? Вы узнаете, расшифровав запись:
[Р] (18 + 2) — 8 [О] (42+ 9)+ 8
[А] 14 — (4 + 3) [Н] 48 + 26 — 26
[Ф] 9 + (8 — 1) [Т] 15 + 23 — 15
16 |
59 |
12 |
23 |
12 |
7 |
48 |
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.