Молодцы! Решите пример.
Дети заменяют в уменьшаемом треугольник-десяток треугольником, на котором нарисовано 10 единиц:
- 11е -4е = 7е, Зд-2д=1д. Всего получилось 1 д. и 7 е. или 17.
Итак. “Саша” предложил нам новый прием вычислений. Он заключается в следующем: раздробить десяток и взять из него недостающие единицы. Поэтому наш пример мы могли бы записать и решить так (запись комментируется):
*10
_ 41
24
17
А как выдумаете, о чем всегда надо помнить при использовании этого приема, где возможна ошибка? (Число десятков уменьшается на 1.)
4. Физкультминутка.
5. Первичное закрепление.
1) № 1, стр. 16.
— Прокомментируйте первый пример по образцу:
— 32 — 15. Из 2 ед. нельзя вычесть 5 ед. Дробим десяток. Из 12 ед. вычитаем 5 ед., а из оставшихся 2 дес. вычитаем 1 дес. Получаем 1 дес. и 7 ед., то есть 17.
— Решите следующие примеры с объяснением.
Дети дорисовывают графические модели примеров и одновременно комментируют решение вслух. Линиями соединяют рисунки с равенствами.
2) № 2, стр. 16
Еще раз четко проговаривается решение и комментирование примера в столбик:
_81 _82 _83 _84 _85 _86
29 29 29 29 29 29
Пишу: единицы под единицами, десятки под десятками.
Вычитаю единицы: из 1 ед. нельзя вычесть 9 ед. Занимаю 1 д. и ставлю точку. 11-9 = 2 ед. Пишу под единицами.
Вычитаю десятки: 7-2 = 5 дес.
Ответ: 52.
Дети решают и комментируют примеры до тех пор, пока не заметят закономерность (обычно 2-3 примера). На основании установленной закономерности в оставшихся примерах они записывают ответ, не решая их.
3) № 3, стр. 16.
— Сыграем в игру “Угадай-ка”:
82 — 6 41 -17 74-39 93-45
82-16 51-17 74-9 63-45
Дети записывают и решают примеры в тетради в клетку. Сравнивая их. они видят, что примеры взаимосвязаны. Поэтому в каждом столбике решается только первый пример, а в остальных ответ угадывается при условии, что дано верное обоснование и все с ним согласились.
6. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Учитель предлагает детям списать с доски в столбик примеры на новый вычислительный прием
98-19, 64-12, 76 — 18, 89 — 14, 54 — 17.
Дети записывают в тетради в клетку нужные примеры, а затем проверяют правильность своих записей по готовому образцу:
_98 _76 _54
19 18 17
Затем они самостоятельно решают записанные примеры. Через 2-3 мин учитель показывает правильные ответы. Дети их сами проверяют, отмечают правильно решенные примеры плюсом, исправляют допущенные ошибки.
— Найдите закономерность. (Цифры в уменьшаемых записаны по порядку от 9 до 4, вычитаемые сами идут в порядке уменьшения и т.д.)
— Напишите свой пример, который продолжал бы эту закономерность.
7. Задачи на повторение.
Дети, которые справились с самостоятельной работой, придумывают и решают задачи в тетрадях, А те, кто допустил ошибки, дорабатывают ошибки индивидуально вместе с учителем или консультантами. затем решают самостоятельно еще 1-2 примера по новой теме.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.