Тема: ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД
2 класс. 1 ч. (1 — 4)
Цель:
1) Ввести прием вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.
2) Закреплять изученные вычислительные приемы, умение самостоятельно анализировать и решать составные задачи.
3) Развивать мышление, речь, познавательные интересы, творческие способности.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка учебной задачи.
2.1. Решение примеров на вычитание с переходом через разряд в пределах 20.
Учитель предлагает детям решить примеры:
15-7= 16-8 =
14-7= 11-4 =
17- 9= 15-8 =
Дети устно называют ответы. Ответы детей учитель записывает на доске.
— Разбейте примеры на группы. (По значению разности — 8 или 7; примеры, в которых вычитаемое равно разности и не равно разности; вычитаемое равно 8 и не равно 8 и т.д.)
— Что общего у всех примеров? (Одинаковый прием вычисления — вычитание с переходом через разряд.)
— Какие примеры на вычитание вы еще умеете решать? (На вычитание двузначных чисел.)
2.2. Решение примеров на вычитание двузначных чисел без перехода через разряд.
Посмотрим, кто лучше умеет решать эти примеры! Что интересного в разностях: *9-64, 7*-54, *5-44,
3*-34, *1-24?
Примеры лучше расположить один под другим. Дети должны заметить, что в уменьшаемом одна цифра неизвестна; неизвестные десятки и единицы чередуются; все известные цифры в уменьшаемом — нечетные, идут в порядке убывания: в вычитаемом количество десятков уменьшается на 1, а количество единиц не изменяется.
— Разгадайте уменьшаемое, если известно, что разность между цифрами, обозначающими десятки и единицы, равна 3. (В 1-м примере — 6 д., 12 д. взять нельзя, так как в разряд можно поставить только одну цифру; во 2-м — 4 ед., так как 10 ед. не подходят; в 3-м — 6 д., 3 д. взять нельзя, так как уменьшаемое должно быть больше вычитаемого; аналогично в 4-м — 6 ед., а в5-м — 4 д.)
Учитель раскрывает закрытые цифры и просит детей решить примеры:
69 — 64. 74 — 54, 85 — 44. 36 — 34, 41 — 24.
Для 2-3 примеров алгоритм вычитания двузначных чисел проговаривается вслух: 69 — 64 =. Из 9 ед. вычитаем 4 ед., получаем 5 ед. Из 6 д. вычитаем 6 д., получаем О д. Ответ: 5.
2.3. Постановка проблемы. Целеполагание.
При решении последнего примера дети испытывают затруднение (возможны различные ответы, некоторые вообще не смогут решить): 41-24 = ?
Цель нашего урока — изобрести прием вычитания, который поможет нам решить этот пример и подобные ему примеры.
3. “Открытие” детьми нового знания.
Дети выкладывают модель примера на парте, и на демонстрационном полотне:
Как вычесть двузначные числа? (Из десятков вычесть десятки, а из единиц — единицы.)
Почему же здесь возникла трудность? (В уменьшаемом не хватает единиц.)
Разве у нас уменьшаемое меньше вычитаемого? (Нет, уменьшаемое больше.)
Где же спрятались единицы? (В десятке.)
Что надо сделать? (1 десяток заменить 10 единицами. — Открытие!)
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.