[153] И. Шерр „Иллюстрированная всеобщая история литературы”, т. 1, стр. 244. Варварский язык схоластиков высмеивается в речи „искусного оратора Сорбонны”, обращенной к великану Гаргантюа с просьбой отдать колокола которые тот снял с церкви. Оратор говорит Гарагантюа, что их кто-то уже хотел купить „из-за субстантификального квалитета элементарной комплексии, интронифицированной внутри террестритета их квиддитативной природы, для экстронейзирование своих галонов и турбин от наших лоз, если – и не наших, то как раз около” .
[154] Избранные места из „Гаргантюа и Пантагрюэля”, Изд. „Педагогическая библиотека” К. Тихомирова и А. Адольфа, М. 1896 г., стр. 14.
[155] ibid стр. 16.
[156] ibid., стр. 17-18.
[157] Напившись за обедом, Гаргантюа „с трудом бормотал сквозь зубы Gratias” (благодарственную молитву). Избранные места из Рабле; изд. Тихомирова и Адольфа, стр. 19.
[158] Zenz-Prank-Ziegert, ibid., S. 186.
[159] Рабле, „Избранные места”, ibid., стр. 20 и 26.
[160] ibid., стр. 25 и 26. А в дождливую погоду, „вместо ботанизирования они шли в москательные кладовые, в семенные лавки, в аптеки, внимательно рассматривали там коренья, листья, плоды, и семена чужеземных растений, смолу, мази, а вместе с тем и то, как все это подделывают”, ibid., стр. 28.
[161] Рабле „Избран. места”, стр. 22.
[162] ibid., стр. 27—28.
[163] Рабле. “Избранные места”, ibid., стр. 20.
[164] „Избранные места – Рабле”, стр. 29 и 22.
[165] Если хочет Гаргантюа, то они с воспитателем или читают, или беседуют, и до тех пор, пока есть желание, ibid., стр. 21 и 26.
[166] Здесь сказывается личное расположение Рабле к филологическим занятиям: в Бенедиктинском монастыре, кроме классических языков, он занимался еврейским и арабским.
[167] Естественная дань гуманистическим тенденциям!
[168] „Избранные места” из Рабле, стр. 35.
[169] Рабле, „Избранные места” в издании К. Тихомирова и А. Адольфа, стр. 20 и 27.
[170] Рабле, „Избранные места”, ibid., стр. 21 и 23—25.
[171] „Рабле первый говорить о пользе физического труда”,— замечает Квик в своих „Реформаторах воспитания”, стр. 42. Но, в действительности, мы встречались с этой мыслью уже у Т. Мора.
[172] Рабле, ibid., стр. 37.
[173] Как и самыми первыми мыслителями-философами, начавшими историю самостоятельной философской мысли, свободной от религиозных традиций, были мыслители с натуралистическими интересами (Фалес, Анаксимандр и др.)
[174] Автобиографические данные разбросаны по „Опытам” Монтеня. „Избранные места из „Опытов Монтеня”, в изд. Тихомирова и Адольфа, стр. 119. Впоследствии, ради того же опрощения, только в более широком смысл, в деревню посылает Руссо и своего Эмиля.
[175] Избранны я места из „Опытов” Монтеня, стр. 99.
[176] Избранные места из Монтеня, стр. 100.
[177] И если бы здесь мой учитель, вспоминает Монтень (ibid., стр. 102) „был так безрассуден, что запретил бы мне читать, то я, наверно, вынес бы из коллегии только ненависть, отвращение к книгам, как случается с большинством нашей дворянской молодежи”.
[178] Кн. 1-ая, глава 24-ая, „О педантизме”, и 25-ая „О воспитании детей”; кн. 2-я, гл. 7-я, „О любви родителей к детям”.
[179] Проф. Лапшин в „Истории педагог. теорий” (литографир. изд.), ч. 1, стр. 89—90, говорит, что Монтень „всякое знание прямо выбрасывает за борт”.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.