[121] Zenz-Frank-Ziegert, ibid., S. 148.
[122] Латинского, греческого и еврейского, но не материнского. „Лютер, замечает Compayre, (ibid., p. 95), „еще не достаточно избавился от старого духа (du vieil esprit), чтобы понять, что народный язык должен быть базой всего наставления. Он оставил Коменскому честь окончательно отделить начальную школу от латинской”.
[123] Compayre, ibid., p. 96.
[124] Zenz-Frank-Ziegert, ibid., S. 149. Compayre, ibid., p. 96.
[125] Он, поэтому, считается основателем единого немецкого литературного языка.
[126] Игнатий Лойола 1491 1556 г.
[127] Собственно, год утверждение ордена папой. В действительности, он начал действовать несколько раньше.
[128] В 16 и 17 столетиях орден продолжает развивать свою школьную деятельность, захватывая Польшу и Литву. (М. Ястребов — „Иезуиты и их педагогическая деятельность в Польше и Литве”. — Труды Киев. Дух. Академии, 1869 г., февр.). Только 18-е столетие, век просвещения, поставил этой деятельности границы. В 1773 году орден был закрыть папою Климентом XIV-м, и с этого времени начался упадок иезуитских школ. В 1814 году орден был восстановлен папой Пием VII, но школьная деятельность его уже не могла возродиться в прежнем объеме и независимости. Школьным делом начинает все более и более ведать государство, простирая надзор и влияние свое и на частные школы. Этому порядку вещей должны были, разумеется, подчиниться, до некоторой степени, и иезуитские школы.
[129] Устав „Ratio Studiorum” был составлен, собственно, комиссией из 6 патеров, вызванных Аквавивой из разных стран Европы. Составлялся этот педагогический кодекс в течение 14 лет. В выработке его „характерно то обстоятельство, что генерал ордена, рассылая устав преподавателям иезуитских учебных заведении, просил их отмечать и указывать все недостатки предполагаемой организации, в какой мере они обнаружатся при применении принципов Устава на практике”. Проф. Лапшин, „Лекции по истории педагогических теорий”, ч. I, стр. 110.
[130] Как это было и, вообще, в тогдашних школах (типа Штурма).
[131] Zenz-Frank-Ziegert, ibid., s. 178. См. также Schiller, ibid., s. 134.
[132] Для низших классов ежедневный латинский перевод не должен был превышать 4 строк, для средних классов — 7 строк.
[133] Иезуитские школы обычно имели два отделения, — низшее (studia inferiora) и высшее (stidia superiora). Первое состояло из пяти классов. Высшее отделение носило университетский характер и состояло из двух факультетов, — философского и богословского. См. Квик „Реформаторы воспитания” М. 1893 г., стр. 26-27. Ястребов, „Иезуиты и их педагогическая деятельность в Польше и Литве”. Труды Киев. Дух. Академ., 1869 г. февр„ стр. 267 268.
[134] Квик, ibid, стр. 30.
[135] Управление школой или коллегией принадлежало ректору, который обязан был давать подробные отчеты о вверенной ему школе начальнику округа или провинции, — провинциалу. Но, собственно, инструктором учебного дела был не ректор, а так называемые praefecti studiorum См. Schiller, ibid., s. 131.
[136] Zenz-Frank-Ziegert, ibid., s. 179. Также Квик, ibid., стр. 28
[137] Вероятно, за это и хвалить иезуитские школы величайший философ Англии, основатель философского эмпиризма, Бэкон(15б1—1626 г.), говоря: „Тому, кто интересуется воспитанием юношества, надо рекомендовать ученье иезуитов: нельзя вести его лучше”. Compayre, ibid., р. 114. Совсем другой отзыв дает виднейший представитель рационалистической философии, философии века Просвещения, Лейбниц (1646 — 1716 г.), по которому „иезуиты в деле воспитания стоят ниже среднего” (audessous du mediocre).
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.