[91] В. Виндельбанд. „История новой философии”, ч. 1, стр. 15. „Чем большим варварством отличались словообразование и формы предложений, в которых, обыкновенно, выражались схоластические дедукции, тем симпатичнее было эстетическому духу Возрождения совершенство изложения, свойственное классическим сочинениям также и в области философии. В связи с этим большое значение для философского движения того времени имел, между прочим, и Цицерон”.
[92] Schiller, ibid., S. 71.
[93] Почему мы и рассматриваем их вместе, под одной эпохой.
[94] Это перемещение центра тяжести выражается в том, что руководившее доселе верующим церковное предание заменяется, собственно, личным сознанием, личным пониманием Св. Писания; преемственная иерархия заменяется свободным, личным учительством (пасторатом), а равно отрицается и целый ряд церковных посредств (церковный культ), подчиняющих верующую личность учреждению церкви и привязывающих ее к церкви. Словом, если доселе проводилось рабское послушание церкви, то теперь проявлялось обратное стремление, стремление к полному непослушанию, проявлялось стремление, пожалуй, к столь же рабскому личному произволу.
[95] Отсюда и безбрачие духовенства, и преувеличенная, неоправдываемая условиями жизни оценка монашества.
[96] В средние века все общество представляло три сословия: у учащий слой - духовенство, военный — рыцарство и кормящий слой, — вся остальная масса народа, к которой первые оба слоя относились, как высшие к низшему.
[97] Правда, из новых начал воспитание далеко, конечно, не все и не вдруг могла усвоить себе школьная практика. Осуществление новых начал на практике, обычно, нуждается в целом ряд условий, которые нужно еще создать. Но новые педагогическая начала, однако, имели уже ясное выражение в педагогической теории, конечно, всегда более идеальной, чем практика, и всегда упреждающей последнюю. Мы здесь имеем в виду, главным образом, перемены в педагогическом сознании, а не в педагогической практике.
[98] 1-е послание к Коринф., 6 гл. 19 ст.
[99] Поэты гуманисты Германии все одушевлены необыкновенной любовью к родине, к своему народу. Прославляя изобретение книгопечатания, поэт Цельтес с гордостью отмечает, что изобретатель — немец. Он убеждает своих соотечественников не ездить учиться в Италию, и приглашает любознательных Итальянцев в Германию, и т. д. Яков Вимфелинг, Себастиан Брант и другие гуманисты Германии — яркие националисты.
[100] Если последнее получило заметных выразителей и сторонников во Франции, то это, быть может, объясняется свойствами французского гения (духа), который и вообще занять, преимущественно, улучшением человеческой жизни, повышением ее удобств.
[101] Sander, „Lexicon d. Padagogik”, —„Qeschichte”: „В христианском средневековье, —по примеру бл. Августина в его сочинении” De civitate Dei”,—в теологически-философскую систему схоластиков было вкраплено и общее историческое знание. Впервые же подчеркнул (betonte) необходимость и важность специального исторического изучение гуманизм 15-го и 16-го веков, — в Германии, собственно Яков Вимпфелинг, написавший „Историю германских деяний” („Epitome rerum germanicarum”, 1505 an.). Лютер и еще более Меланхтон также рекомендовали изучение истории”.
[102] У Рамуса (1515—1572 г.) мы впервые встречаем, вместе с ясным сознанием важности изучения природы, и энергичную защиту родного языка в обучение
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.