[81] Правда, в историях педагогики упоминаются, как теоретики воспитания: Hrabanus Maurus, — получивший в истории почетный титул „Первого наставника Германии” („Primus praeceptor Germaniae”) и бывший учеником знаменитого ученого Алкуина, друга и советника Карла Великого, — и доминиканец Винсент Бове (ум. 1264 г., написал сочинение „De eruditione filiorum regalium sou nobilium”, — „0б обучении детей царских и знатных фамилий”). Но педагогический кругозор их почти не возвышается над господствовавшей тогда системой. Достойны внимания разве советы В. Бове — „начинать нравственно-религиозное воспитание детей нежной рукой, без всякого принуждения”, и,—„телесными наказаниями пользоваться только в исключительных видах, и с отеческим сердцем”. Dr. Wilh. Zenz, ibid., s. 106.
[82] Выяснению средневековых идеалов посвящено солиднейшее исследование Генриха Эйкена: „История и система средневекового миросозерцания”, пер. с нем., СПб. 1907 г. О полновластии церкви или „миродержавстве“, см. там же, стр. 331-343.
[83] В этом взгляде на человеческую личность идеал римской церкви совпадает, по существу, с идеалом языческого Рима.
[84] Проф. П. Г. Виноградов. „Книга для чтения по истории средних веков“, вып. 4-й, статья „Базельский собор”, стр. 99: „К концу средних веков церковная власть совершенно сходит со своего первоначального основания и, вследствие этого, совершенно искажается. Церковная власть перестает быть властью духовной, она превращается в особый вид светской власти . Епископ-аскет уступает место епископу-феодалу . В своей епархии он то же, что граф в своем графстве, герцог” — в своем герцогстве . Равно, к началу 15-го века, и папа, наместник Христа, превращается, в действительности, в одного из итальянских династов (светских властителей). Глава „церкви” часто более занят округлением своих итальянских владений, усмирением непокорных вассалов, чем церковными делами”.
[85] Внутреннее ослабление влияния церкви, мирские интересы и потребности новой общественной силы, — городов, и развитие, в связи с рыцарством, новой, народной литературы.
[86] Франческо Петрарка первый пробудил классические знания в Италии. Он ревностно собирал повсеместно сочинение Цицерона, как образцы изящного стиля, который особенно восхищал его чувство поэта. Но он еще не знал греческого языка. Его современник и друг Джованни Боккаччо тщательно изучал и греческий язык, и первый среди итальянцев читал в подлиннике Гомера.
[87] Вильман . ibid., т. 1, стр. 360. Schiller, ibid., S.72., Проф. П. Г. Виноградов, „ Книга для чтения по истории средних веков”, стр. 239-240. Члены Платоновской академии во Флоренции, в день смерти Платона, 7-го ноября, собирались вместе, читали „Пир” и др. диалоги Платона и вели, по поводу их, возвышенные беседы: таково было увлечение Платоном.
[88] Ч. Бэрд. „Реформация 16-го века в ее отношении к новому мышлению и знанию”. Пер. с англ. СПб. 1897 г., стр. 37.
[89] Проф. П. Г. Виноградов. „Книга для чтения по истории средних веков”, ч. 4-я, статья „ Греки в Италии и возрождение платоновской философии”.
[90] Правда, что и в античном мире личность ценилась ниже общества, ниже государства, но боле свободный внутренний строй самого государства оставлял там довольно места свободному развитию личной жизни”. Человек там ценился, как гражданин, но гражданин в государстве пользовался большими правами и свободой.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.