[180] „Опыты”, ч. 3-я, гл. 8, — „Избранный места из Монтеня” в изд. Тихомирова и Адольфа, стр. 115.
[181] „Мы собираем мнения и знание других, и этим ограничиваемся, вместо того, чтобы сделать их своим достоянием. Но что за толк в пище, которая не переваривается, не превращается в пищевую кашицу и не усваивается нашим организмом?” — „Избранные места”, ibid., стр. 56. „Мы умеем сказать: так говорит Цицерон, такова манера Платона; это — слова Аристотеля. Но сами-то мы что говорим? Как рассуждаем? Как поступаем? ведь, просто сболтнуть сумеет и попугай”, ibid., стр. 55. См. также стр. 57, 60, 62, 70, 73, и др.
[182] ibid., стр. 59.
[183] ibid., стр. 57.
[184] В этюд по вопросу, предложенному на премию Дижонской академией: „Способствовало ли восстановление наук и искусств улучшению нравов?”. „Мы портились по мер того”, — „говорит здесь Руссо,— „как наши науки и искусства совершенствовались”, — Ж. Ж. Руссо, „Собрате сочинений. Теории воспитания”, изд. и редакция Н. Л. Тиблена, СПб., 1866 г., стр. 563. Это почти повторение выражения Монтеня по адресу ученых педантов: „Postquam docti prodierunt, boni desunt”, — „как только появились ученые, стали исчезать хорошие (добрые”). .Избранные места из Монтеня”, стр. 70.
[185] „Избранный места из Монтеня”, стр. 71.
[186] ibid., стр. 71.
[187] ibid., стр. 81. См. также стр. 74 и 78 „При хорошем обучении”, говорит Монтень, „все, что представляется нашим глазам, заменяет для нас книгу: шалость пажа, глупость слуги, разговор за столом,—все это новый материал для размышления”.
[188] ibid., стр. 74.
[189] „Он ставить ее на первом план”,—Zenz-Frank-Ziegert, ibid., стр. 188.
[190] „Избранные места”, ibid., стр. 87. Нас учат жить тогда, когда жизнь уже прошла. Сто учеников получили ужасную болезнь, прежде чем дошли до урока Аристотеля „о воздержании”.
[191] Избранный места”, ibid., стр. 117.
[192] Избранный места”, ibid., стр. 79.
[193] „Избранный места”, стр. 83.
[194] „Избранный места”, ibid., стр., 99.
[195] При том, „на свете страшно развилась болтливость, и я почти не встречал такого человека, который бы не говорил, скорее, больше, чем меньше того, сколько следует”, — ibid., стр. 93.
[196] ibid., стр. 94.
[197] ibid., стр. 98
[198] В этих видах требовала нравственного ценза от учителей и строгого выбора в материал для чтения.
[199] Это было и верой Сенеки, Плутарха, Цицерона, вообще, стоической моральной философии, которую особенно ценит Монтень. По Сенеке, „virtus non aliud, quam recta ratio est”, „добродетель не иное что, как правильный разум”. Н. К. Кибардин, „Система педагогики по творениям Бл. Августина”, „Правосл. Собесед.” 1910 г., сент., 320 стр.
[200] Монтень и повторяет как раз, кстати, латинское изречение: „Postquam docti prodierunt, boni desunt”, — „с тех пор, как стали появляться ученые, перестали быть добрые”, — „Избр. места”, стр. 60.
[201] „Избранные места”, ibid., стр. 107. ,Некоторым матерям доставляет удовольствие, когда их ребенок свернет шею петуху, или мучает собаку и кошку; есть такие дураки отцы, которые видят признак воинственного духа в том, что их сын бьет мужика или лакея, которые не защищаются; или считают ловкостью, если их сын самым вероломным образом проведет или обманет товарища. А между тем это — зародыши и корни жестокости, тиранства, предательства”.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.