К-З=К 4-1=
-= -=
— Как обозначены все фигуры? Как обозначены части? Почему?
— Вставьте в “окошки”пропущенные буквы и цифры. Объясните свое решение.
— Что обозначают равенства 3 + С = К и К — 3 = С? Какие числовые равенства им соответствуют?
— Назовите целое и части в числовых равенствах.
— Как найти целое? Как найти часть?
— Сколько зеленых квадратов? Сколько синих?
— Каких квадратов больше — зеленых или синих — и на сколько? Каких квадратов меньше и на сколько? (Ответ можно пояснить на рисунке, составляя пары.)
— По какому еще признаку можно разбить на части эти квадраты? (По размеру — большие и маленькие.)
— На какие части тогда разобьется число 4? (2 и 2.)
[5] — Составьте два треугольника из 6 палочек.
— А теперь составьте два треугольника из 5 палочек.
— Уберите 1 палочку так, чтобы получился четырехугольник.
[6] — Назовите значения числовых выражений:
3 + 1 = 2-1 = 2 + 2 =
1 + 1 = 2 + 1 = 1 + 2 + 1 =
— Какое выражение “лишнее”? Почему? (“Лишним”может быть выражение 2—1, так как это разность, а остальные суммы; в выражении 1 + 2 + 1 три слагаемых, а в остальных — два.)
— Сравните выражения в первом столбике.
В случае затруднения можно задать наводящие вопросы:
— Что общего в этих числовых выражениях? (Одинаковый знак действия, второе слагаемое меньше первого и равно 1.)
— Чем они отличаются? (Разные первые слагаемые; во втором выражении оба слагаемых равны, а в первом — одно слагаемое на 2 больше другого.)
[7] — Задачи в стихах (решение задач обосновывается):
Два мяча у Ани, два мяча у Тани. (Ищем целое. Чтобы найти
Два мяча да два, малыш, целое, части надо сложить:
Сколько их, сообразишь? 2 + 2 = 4.)
Четыре сороки пришли на уроки. (Ищем часть. Чтобы найти
Одна из сорок не знала урок. часть, надо из целого вычесть
Сколько прилежно трудилось сорок? другую часть: 4 -1 = 3.)
[8] — Сегодня нас ждет встреча с нашими любимыми героями: Удавом, Мартышкой, Слоненком и Попугаем. Удав очень хотел измерить свою длину. Все попытки Мартышки и Слоненка ему помочь были напрасны. Беда их была в том, что они не умели считать, не умели складывать и вычитать числа. И вот сообразительный Попугай посоветовал измерить длину удава своими шагами. Он сделал первый шаг, и все хором закричали . (Один!)
Учитель выкладывает на фланелеграфе красный отрезок и выставляет в его конце цифру 1. Ученики рисуют в тетради красный отрезок длиной 3 клетки и записывают цифру 1. Аналогично достраиваются синий, желтый и зеленый отрезки, каждый по 3 клетки. На доске и в тетрадях учеников появляется цветной рисунок — числовой отрезок:
— Одинаковые ли шаги делал Попугай? (Да, все шаги равны.)
— Что показывает каждое число? (Сколько сделано шагов.)
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.