Вопреки распространенному мнению о клерикализации современной молодежи, такая ценность как “религия, религиозность” не занимает высокого места в ранге жизненных предпочтений школьников. Этот показатель тоже, очевидно, необходимо учитывать при формировании содержания национально-регионального компонента общего образования. Стремление видеть в религии главное средство нравственного воспитания сегодня не имеет под собой достаточно прочной основы. Очевидно, необходим поиск других эффективных средств нравственного воспитания.
Таким образом, анализ данных социологического исследования подтверждает актуальность задачи формирования мировоззренческой, нравственной, политической, информационной культуры учащихся, и в соответствии с данной целью уточнения содержания всех ступеней образования. И именно культурологическая модель позволяет включить в национально-региональный компонент следующие актуальные содержательные направления общего среднего и начального профессионального образования - формирование мировоззренческой, познавательной, нравственной, экономической, экологической, валеологической, политической, правовой, эстетической, технологической, физической и т.д. культуры личности современного школьника.
Данная модель может иметь 4 различных способа реализации национально-регионального компонента содержания школьного образования: полипредметный - предполагает органическое включение регионального содержания в базовое (в предметы федерального компонента) и его использование для расширения и углубления общенаучных знаний, умений и навыков; монопредметный, в региональном контексте - это углубленное изучение регионального (краеведческого) содержания с помощью специальныхучебных разделов ("История Ульяновской области", "Культура Ульяновской области", "География Ульяновской области"), которые войдут в инвариантную часть регионального базисного учебного плана. В национальном контексте - это изучение языков и литературы народов Ульяновской области в национальной школе, русского языка как государственного в общеобразовательной школе с нерусским языком обучения; монопредметный интегративный - это разработка комплексных разделов, в которых различные аспекты регионального содержания находятся во взаимосвязи ("Экология Ульяновской области", "Уроки жизни", “Человековедение” и т.д.); школьный вариант национально-регионального содержания образования. Это элективные учебные разделы по отдельным образовательным областям: "Искусство родного края", "Природа родного края", "Основы граждановедения", "Права человека", "История религий", "Культура дома", "Русский фольклор", "Народное творчество” и т.д. Функцию синтеза, обобщения знаний по дисциплинам национально-регионального компонента в таком случае может выполнять “Культурология” (или “Культуроведение”). Введение данного предмета в содержание национально-регионального компонента предполагает не только усвоение школьниками теоретического материала, но и формирование их мировоззренческих установок, принципов личностной ориентации в культурной среде современного общества, готовности принимать самое активное участие в продуктивном диалоге с представителями других культур, народов, социальных групп, понимать специфику и уникальность различных культур, в том числе и своей, национальной и этнической культуры.
В региональном базисном учебном плане эти дисциплины могут быть представлены тремя основными видами учебных занятий: обязательные занятия, составляющие базовое ядро национально-регионального компонента общего среднего (полного) и начального профессионального образования и представленные в инвариантной части регионального базисного учебного плана, обеспечивающей приобщение к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным потребностям; обязательные занятия по выбору учащихся и факультативные занятия, составляющие вариативную часть регионального учебного плана, обеспечивающей индивидуальный характер развития школьников, учитывающей их личные особенности, интересы и склонности. Данная модель содержания национально-регионального компонента общего среднего и начального профессионального образования позволяет реализовать основополагающие принципы обновления содержания образования школы, выделенные в Концепции структуры и содержания общего образования в 12-летней школе: личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей;
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.