Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы. Кроме того, стандартом устанавливается объем школьного и ученического компонентов содержания образования[31, с/ 22].
Школьный компонент позволяет обеспечить вариативность образования, а также учесть образовательные потребности учащихся, местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения.
Ученический компонент позволяет индивидуализировать (в том числе путем организации консультативной работы) обучение школьников в соответствии с особенностями их развития, состояния здоровья, интересов и склонностей. Кроме того, он позволяет реализовать новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы и активно-двигательной деятельности учащихся.
Национально-региональный компонент в содержании общего среднего образования призван отражать образовательное пространство, которое обозначается понятием «Ульяновская область». Содержание и объем этого понятия определяются природно-географическим, социально-экономическим и историко-культурным единством региона[24, с. 80].
Национально-региональный компонент в содержании общего среднего образования призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций; гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Ульяновской области каждым учащимся; повысить статус образования как фактора развития региона; расширить комплекс гуманитарных и естественнонаучных методов познания; содействовать формированию деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической культуры; расширять, углублять и конкретизировать знания, предусмотренные федеральным компонентом[14, с 19].
Национально-региональный компонент государственного стандарта общего среднего образования обеспечивает координацию всех участников образовательного процесса в реализации поставленных целей. Она осуществляется посредством национально-регионального образовательного стандарта – пакета документов, устанавливающих комплекс норм и требований, отражающих специфику региона на территории Ульяновской области[31, с 28].
Стандарт определяет цели, функции, структуру, содержание национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся в соответствии с потребностями и образовательной стратегией региона.Основными функциями национально-регионального стандарта являются: Закрепление статуса национально-регионального компонента в учебном плане образовательных учреждений Ульяновской области. Определение минимального объема знаний и умений учащихся, подлежащих обязательному усвоению.
Установление единых научно-методических подходов к изучению национально-регионального компонента и создание базы для разработки соответствующих учебно-методических комплексов. Обеспечение вариативности учебных планов образовательных учреждений и преемственности обучения на различных ступенях. Оптимизация и унификация средств контроля и оценки качества результатов образования. Повышение уровня общего образования путем дальнейшего углубления и расширения знаний и умений, предусмотренных федеральным компонентом.
Порядок разработки национально-регионального стандарта осуществляется в соответствии со статьей 7 (п.3,4,5) Закона РФ “Об образовании”[28, с. 13].
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.