Исходя из предложенного понимания сущности и назначения национально-регионального стандарта, основными требованиями, предъявляемыми к нему, будут следующие:
1. 1. Стандарт должен учитывать состояние социокультурной среды, потребности и возможности заинтересованных сторон и приниматься на основе их согласия.
2. 2. Стандарт должен быть ориентирован, прежде всего, на нормирование конечного результата.
3. 3. Должна соблюдаться согласованность и преемственность по ступеням образования.
4. 4. Содержание и структура стандарта должны быть функционально полными с точки зрения задач развития личности в школе в целом и на каждой ступени в соответствии с ее спецификой.
5. 5. Описание единиц содержания образования должно быть оптимизировано до уровня, позволяющего сохранить их целостность, системность и полноту с точки зрения целей образования.
6. 6. Своей структурой и содержанием стандарт должен отражать баланс интересов и компетенции государства, региона и школы, которые в свою очередь исходят из приоритета личности учащегося, учета его склонностей, способностей и интересов.
7. 7. Стандарт должен способствовать нормализации учебной нагрузки школьников.
8. 8. Форма представления стандарта должна учитывать разные категории пользователей.
9. 9. Стандарт должен быть технологичным, рассчитанным на возможность инструментальной проверки.
10. 10. В стандарт могут включаться лишь нормы, прошедшие достаточную проверку практикой школы.
По аналогии с федеральной системой усвоения учебных разделов федерального компонента на разных ступенях обучения (государственный образовательный мониторинг) следует создать региональную систему проверки знаний и умений учащихся по национально-региональному компоненту (региональный образовательный мониторинг).
Стандарты образовательных областей фиксируют объем и уровень базового образования в Ульяновской области и являются основой для разработки программ и учебников. Реальные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта по широте и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень не ниже задаваемого стандартом. Это позволяет добиться гарантированного качества подготовки выпускников школы и обеспечить эквивалентность образования внутри области – субъекта Федерации. Национально-региональный стандарт дает учебным заведениям возможность определять содержание школьного компонента и тем самым выразить их специфику и направленность, связь со своим районом, городом, селом[31, с 19].
Стандарт каждой образовательной области национально-региональных компонентов должен включать: Общую характеристику образовательной области (цели образования в данной области, системная характеристика объектов изучения, общая структура содержания, его распределение по ступеням обучения). Базовый уровень содержания обучения (характеристика содержательных линий, их распределение по ступеням обучения, возможные перспективы развития базового содержания). Требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся (перечень учебных единиц в сравнении с более широким набором, предъявляемым к изучению, характеристика минимально достаточного уровня подготовки учащихся). Формы, средства и методы контроля результатов обучения (измерители и технологии измерения уровня подготовки).
Учебно-методические комплексы, обеспечивающие реализацию стандартов образовательных областей национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования включают в себя учебные программы, учебные книги и хрестоматии, методические пособия для учителей, дидактические материалы, стандартизированные средства контроля. Процедуры разработки, утверждения и введения национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта.
Ульяновский национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта общего среднего образования рассматривается Главным управлением образованием администрации Ульяновской области и утверждается Комитетом по образованию Законодательного собрания Ульяновской области.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.