Главными принципами, лежащими в основе всех работ организационно-правового характера, являются следующие: открытость и демократичность на этапах разработки, легитимизации и введения стандартов; вовлечение в эту деятельность широких слоев общественности, специалистов в области образования всех уровней; осуществление мероприятий по принципу цикличности, что позволяет осуществлять многократные коррективы всех компонентов структуры стандарта и на этапе его разработки и на этапе его введения; последовательное введение стандартов по отдельным образовательным областям и их группам, что позволит избежать тиражирования ошибок и формировать оптимальную процедуру введения, которая сама станет своего рода стандартом для предусмотренных законом циклов в разработке и корректировке стандартов.
В начале 2006 г. УОИПКРО было проведено социологическое исследование старшеклассников Ульяновской области по проблеме “Социологический профиль обеспечения учебно-личностных достижений учащихся”, в рамках которого было опрошено около 1800 учащихся школ города и села. Первоначальный, беглый анализ результатов социологического исследования позволил выявить следующие негативные тенденции, требующие пристального внимания педагогов и руководителей образования области: Приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения является сегодня учебная, познавательная деятельность; значительно меньше внимания уделяется развитию творческого, коммуникативного, художественного потенциала, формированию нравственных качеств личности. Слабым звеном в деятельности образовательного учреждения является также формирование проектно-ориентированного мышления, умений выстраивать стратегию жизни и последовательно реализовывать ее через систему практических действий на основе адекватной оценки своих возможностей и сложившейся ситуации[31, с. 47].
В учебной деятельности слабо развита информационная культура, т.е. ориентация учащихся на самостоятельный поиск информации, на дополнительное, самостоятельное образование, преобладает ориентация на получение готового знания, источником которого является школа, учитель.
В исследовании также отличается недостаток у учащихся социально-политического знания, неумение ориентироваться в сложных политических изменениях в нашей стране и в мире в целом. Этим обстоятельством отчасти объясняется слабая ориентация учащихся на гражданские и патриотические ценности, индифферентное отношение к такой ценности, как “патриотизм”, негативное отношение к власти. Исследование показало также высокую степень потребности учащихся в квалифицированной помощи в профессиональной ориентации и познании себя; потребности, которая не находит реализации в современной школе и в то же время является одним из условий формирования жизнеспособной личности.
Сегодня школа для старшеклассников не является тем местом, где он может реализовать свои творческие, художественные способности. В этой сфере деятельности он также предоставлен самому себе, а также средствам массовой информации как основному источнику знания о культурных процессах. Отчасти этим обстоятельством обусловлены такие показатели в духовном развитии школьников, как отторжение от ценностей классического искусства, сужение сферы культурно-творческой деятельности, ориентация на потребление готовых продуктов культуры, ориентация на развлекательные формы досуга, низкий уровень художественных потребностей личности и т.д.
Исследование выявило и ряд противоречий в сознании современных старшеклассников. С одной стороны, готовность к общественно полезной деятельности, готовность помочь нуждающемуся, своему городу, селу, которая не всегда находит поддержку у педагогов, а, следовательно, в дальнейшем может породить социальную апатию, равнодушие. С другой стороны, иждивенческие настроения, стремление при решении своих жизненных проблем уповать, прежде всего, на помощь родителей. С одной стороны, возросший прагматизм и практицизм в оценке явлений и процессов современной жизни, с другой - инфантилизм, нежелание уже сегодня что-то делать, предпринимать конкретные действия, могущие обеспечить успех в будущем. Либерализация моральных норм, характерная для всего современного российского общества, не могла не затронуть и школьной молодежи, которая достаточно индифферентно относится к отдельным нетрудовым способам добывания денег, к транжирству, к безделью, употреблению нецензурных выражений, нарушению норм поведения и т.д.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.