Также гипертекст должен обладать следующими возможностями:
наличие удобных механизмов навигации и поиска, позволяющих реализовать нелинейные схемы обучения;
специальный вариант структурирования учебного материала (модульная структура);
логичность выделения структурной единицы текста;
обозримость структурной единицы с содержанием главы, раздела;
наличие возможности прямой навигации из одной структурной единицы в другую, логически с ней связанную[10, с. 70].
В настоящее время в целом сложился стандарт гипертекстового представления информации, определяемый в первую очередь языком HTML, применяемым в Интернете. Особенностями этого стандарта стали однонаправленные авторские ссылки, а также мультимедийные возможности представления информации.
В целом, мультимедиа представляет собой комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разнообразные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию и др.
Можно предъявить следующие рекомендации к применению различных наглядных средств как дидактическому инструменту учебного процесса [50, 57]:
количество единиц видеоряда - не менее одной единицы на каждый модуль учебного материала (определяется предметной областью (естественнонаучная или гуманитарная дисциплина), характером учебного курса (фундаментальный или прикладной), методикой обучения и т.д.;
узнаваемость изображения на соответствие предлагаемой письменной или устной информации;
динамика предъявления изображения: время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации;
продуманный алгоритм видеоряда изображений;
оптимальный размер изображения;
обеспечение поддержки логического мышления;
организация процесса получения нового знания;
реализация интерактивности как средства активного исследования характеристик мультимедиа моделей изучаемых объектов или процессов.
Звук может играть роль:
шумового эффекта;
звуковой иллюстрации;
звукового сопровождения [57].
В качестве шумового эффекта звук может использоваться для привлечения внимания и переключения на другой вид учебной деятельности. Звуковая иллюстрация предназначена в качестве дополнения наглядных изображений. Звуковое сопровождение используется для озвучивания анимации, видеороликов и видеофрагментов. Звук может присутствовать в виде фраз, произносимых диктором, диалога персонажей или звукового ряда видеофрагмента. Музыка обычно используется в качестве фона приложения.
В этом случае преследуется цель создать у пользователя благоприятное, спокойное настроение, направленное на повышение восприятия материала. Фоновая музыка должна быть спокойной, мелодичной, с ненавязчивым мотивом.
В общем случае можно сформулировать следующие дидактические требования к видеолекции [48, с. 137].
во вводной части должны быть поставлены цель и задачи изучения дисциплины (раздела), показаны ее связи с другими дисциплинами профессиональной подготовки, отмечены особенности изучаемого предмета (раздела);
для лучшего усвоения материала она должна быть разбита на отдельные части длительностью 12-24 минут. Эти части разрабатываются как дополнение к имеющимся печатным учебным пособиям и не должны быть простым озвучиванием бумажного варианта (изредка иллюстрируемого «ожившими рисунками» или эффектами «набора слова по буквам») ;
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.