Задачи исследования:
Первая группа задач направлена на теоретическое и эмпирическое обоснование сущности интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников и предусматривает:
изучение степени разработанности проблемы подготовки студентов к духовно-нравственному воспитанию учащихся и выявление основных направлений ее решения;
анализ состояния подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в массовой практике;
выявление предпосылок интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию в современных условиях;
определение возможностей системного, синергетического, интегративного, культурологического и компетентностного подходов в подготовке студентов к духовно-нравственному воспитанию школьников.
Вторая группа задач посвящена обоснованию взаимосвязи духовного и нравственного воспитания и включает:
выявление предпосылок интеграции духовного и нравственного воспитания в современных условиях развития общества;
обоснование духовно-нравственного воспитания как интегративного процесса и анализ его особенностей в современных условиях;
анализ развития духовно-нравственной сферы личности современных школьников.
Третья группа задач связана с созданием и реализацией концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в современных условиях:
разработка структурной модели готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников и содержания ее элементов: ценностей, мотивов, ценностно-мотивационного отношения и компетенций будущего учителя в сфере духовно-нравственного воспитания;
определение целей, закономерностей и принципов образовательного процесса, ориентированного на интегративно-вариативную подготовку студента к духовно-нравственному воспитанию школьников;
обоснование системы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников в современных условиях и определение механизма и условий ее функционирования.
Четвертая группа задач посвящена проверке эффективности реализации теоретических положений концепции в системе профессионально-педагогической подготовки:
обоснование цели и организации эксперимента;
верификация концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников;
анализ действия механизма функционирования системы интегративно-вариативной подготовки будущего педагога к духовно-нравственному воспитанию школьников;
разработка пакета учебных программ, учебно-методических пособий, рекомендаций в целях совершенствования подготовки студента к духовно-нравственному воспитанию.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
1. Основные положения разработанных в науке методологических подходов: системного (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Ю.А. Конаржевский, Г.Н. Сериков, Э.Г. Юдин и др.); синергетического (А. Баблоянц, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов, А.Ю. Лоскутов, А.С. Михайлов, Г. Николис, И. Пригожин и др.); интегративного (А.С. Белкин, В.С. Безрукова, М.Н. Берулава, Н.П. Рябинина, Н.К. Чапаев, И.П. Яковлев, Н.М. Яковлева и др.), культурологического (Е.В. Бондаревская, Г.И. Гайсина, И.Ф. Исаев, И.Я. Лернер и др.); аксиологического (В.И. Гинецинский, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Н.Д. Никандров, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.); компетентностного (А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, Д.А. Иванов, А.В. Хуторской и др.).
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.