Степень разработанности проблемы. Проблема подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников является частью общей проблемы подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности. Эта проблема нашла свое отражение в работах известных отечественных ученых.
В научной литературе проведены исследования по:
определению сущности духовности (Н.А. Бердяев, Б.С. Братусь, Л.П. Буева, Т.И. Власова, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, Н.А. Коваль, А.Б. Невелев, И.В. Силуянова, В.И. Слободчиков, В.С. Соловьев, В. Франкл, В.А. Черкасов, В.Д. Шадриков, В.Д. Ширшов и др.);
взаимосвязи духовно-нравственного воспитания с формированием ценностных ориентаций у подрастающего поколения (В.И. Андреев, И.Ф. Исаев, А.В. Кирьякова, С.И. Маслов, Е.Н. Шиянов и др.);
выявлению и обоснованию различных систем ценностей как основы целей воспитания (С.Ф. Анисимов, Т.И. Власова, В.А. Караковский, А.А. Корзинкин, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова, В.А. Сластенин, Л.Н. Столович, Л.В. Сурова, В.П. Тугаринов, Г.И. Чижакова, Н.Е. Щуркова, В.А. Ядов и др.);
определению сущности духовного и нравственного воспитания как взаимосвязанных направлений (Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, Т.И. Власова, В.В. Игнатова, И.А. Каиров, Б.Т. Лихачев, И.С. Марьенко, С.Е. Матушкин, В.А. Сухомлинский, А.И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова и др.);
изучению духовно-нравственного воспитания школьников как самостоятельного направления воспитательной работы (В.А. Беляева, А.С. Метелягин, Т.И. Петракова, З.И. Саласкина, А.Д. Солдатенков и др.);
определению духовности, духовной, нравственной и духовно-нравственной культуры, духовно-нравственного и духовно-творческого становления личности в качестве результатов воспитания учащейся молодежи (В.И. Андреев, Е.Н. Богданов, В.Л. Бенин, В.В. Игнатова, Н.А. Коваль, А.З. Рахимов, М.Н. Романенко, Ю.В. Самойлова и др.);
выявлению сущности профессиональной готовности и профессиональной компетентности как результата профессиональной подготовки будущего учителя (В.А. Адольф, А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, С.Г. Молчанов, Р.В. Овчарова, В.А. Сластенин и др.);
обоснованию концепций духовного, духовно-нравственного становления личности педагога (В.И. Андреев, В.А. Беляева, Н.А. Коваль и др.);
выявлению педагогических условий эффективной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию (В.А. Беляева, Т.П. Грибоедова, Н. Татаркина и др.).
Таким образом, исследованию подвергались основные понятия духовно-нравственного воспитания школьников и подготовки будущего учителя к соответствующей деятельности. В то же время анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных работ говорит о необходимости:
применения в комплексе научных подходов, с позиций которых изучались данные явления, а также интегративного и синергетического подходов;
определения сущности духовно-нравственного воспитания в сопоставлении с духовным и нравственным;
выявления общетеоретических основ подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников (научных положений, подходов, закономерностей, принципов, понятий), которые раскрывают ее сущность и обеспечивают достижение ее задач в рамках различных направлений соответствующей профессионально-педагогической подготовки;
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.