– противоречивость информационного пространства современного общества. В условиях высокой доступности информации молодые люди, с одной стороны, испытывают серьезные затруднения при ее анализе, встречаясь с альтернативными точками зрения, позициями. С другой стороны, противоречивость информационного пространства создает условия для осознанного самостоятельного формирования взглядов, создает ситуацию выбора, что приветствуется многими молодыми людьми;
– «феномен разнотипности мировоззрения» (термин В.С. Шубинского), когда в сознании человека начинают сосуществовать разные, а порой противоположные типы мировоззрения (материалистический и идеалистический, научный и мифологический и т.д.). В прошлом веке причиной возникновения этого феномена стала закрытость образования для разных типов мировоззрения. Она привела к тому, что, входя в мир других распространенных мировоззренческих ценностей, человек мировоззренчески разрушался, терял привычные позиции, что снижало известный с древности терапевтический эффект философского знания.
Во второй главе «Эмпирические основания концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников» приведены результаты констатирующего эксперимента, характеризующие состояние духовно-нравственной сферы личности учащихся общеобразовательных школ, состояние готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, рассмотрены особенности этого воспитания в современных условиях. Полученные данные учитывались при разработке концепции интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников.
В результате анализа накопленного в последние десятилетия опыта организации духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи выделены его особенности в современных условиях:
– существование нескольких, альтернативных направлений деятельности педагога по духовно-нравственному воспитанию (гуманистическое, историко-культурологическое, этническое и религиозное). Эта особенность обусловлена разнообразием педагогических концепций, ценностных установок;
– разнообразие программ духовно-нравственного воспитания, которые можно классифицировать по разным основаниям: в зависимости от принятой авторами иерархии ценностей – гуманистические, этнопедагогические, историко-культурологические, религиозные; по характеру взаимоотношений участников воспитательного процесса – субъект-субъектные и субъект-объектные; в зависимости от наличия связей преемственности – программы, предназначенные для определенной возрастной группы, и программы, рассчитанные на весь период школьного образования; по соотношению духовного и нравственного аспектов в содержании воспитания – программы духовного воспитания, программы нравственного воспитания; программы духовно-нравственного воспитания;
– взаимопроникновение светской и религиозной педагогических традиций, которое выражается прежде всего в обогащении содержания образования в светских образовательных учреждениях и изменениях методики воспитания в конфессиональных учебных заведениях (воскресных школах, православных гимназиях, мусульманских лицеях и т.п.). На смену схоластическим методам преподавания постепенно приходит диалог воспитателя и воспитуемого, исключающий пассивное восприятие получаемой информации;
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.