Атрибутивные закономерности, отражающие качества и специфику каждого конкретного направления подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию, являются сущностными вариативными характеристиками исследуемого процесса.
Выявленным закономерностям соответствуют принципы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников: принцип обеспечения ценностного самоопределения личности; принцип активизации смыслообразующего потенциала духовно-нравственных ценностей; принцип опоры на иррациональную и рациональную сферу личности будущего педагога; принцип учета актуальных и потенциальных возможностей духовного и нравственного развития студенчества; принцип использования полярных ценностей.
В ходе исследования нами были выявлены несколько противоречий исследуемого процесса. Среди них: противоречие между признанием будущими учителями необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у них стремления к осуществлению данного вида деятельности. 93 % педагогов и 96,61% будущих учителей положительно относятся к осуществлению духовно-нравственного воспитания в современной школе. Однако менее 25 % и 30 % соответственно выразили желание осуществлять данную деятельность. Такое отношение педагогов и студентов педагогических вузов к деятельности по духовно-нравственному воспитанию связано с осознанием ими высокой ответственности за духовный мир молодого человека, признанием своей некомпетентности, несовпадением ценностных ориентаций педагогов, родителей, общества и т.п. Противоречие между признанием будущими учителями необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у них стремления к осуществлению данного вида деятельности является движущей силой процесса подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников. Это субъективное внутренне противоречие самого процесса подготовки.
Процесс подготовки как система оказывается перед выбором путей разрешения этого противоречия. Оно может быть разрешено путем исключения из числа субъектов системы подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников тех студентов, которые имеют серьезные основания для отказа от участия в этом процессе: понимание высокой ответственности за духовное развитие ребенка, боязнь педагогических ошибок, осознание личной мировоззренческой неопределенности и др. Этот вариант неминуемо приведет к разрушению системы и не даст возможность достичь поставленных целей. Противоречие может быть разрешено посредством формирования у будущего учителя мотивов долженствования, что сделает систему упорядоченной, жесткой, а, следовательно, препятствующей движению вперед, прогрессу. Третий путь связан с реализацией принципа дополнительности (комплиментарности), главной идеей которого является взаимопроникновение, взаимодополнение противоположностей друг друга. Он поможет системе перейти из одного качества в другое. Как известно, в критической точке бифуркации система становится крайне чувствительной к внешним воздействиям, которые могут быть самыми разными. Следовательно, четвертый путь – это развитие системы благодаря воздействию извне (например, в результате реализации государственных документов, регламентирующих процесс подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников). Это воздействие также придаст системе большую упорядоченность и жесткость.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.