Исследование показало, что общечеловеческие ценности являются приоритетными для 67,6% студентов, религиозные – для 8,45%, этнические – для 1,1%. 30,95% студентов определили свои ценности как складывающиеся под влиянием жизненных обстоятельств. Последнюю группу респондентов мы охарактеризовали как не имеющую направленности на духовно-нравственное воспитание, т.к. житейские ценности чаще всего изменяются под влиянием социально-экономических условий и по существу становятся материальными. Для 15% студентов оказалось сложным назвать приоритетные ценности, и они сделали двойной выбор. Большинство будущих учителей (72,2%) считает необходимым духовно-нравственное воспитание детей в современной школе. Но только у 26,8% студентов сформировано стремление осуществлять соответствующую деятельность.
Состояние готовности будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников характеризуется разнотипностью мировоззрения, неустойчивостью ценностных приоритетов (преобладание материальных или духовных ценностей в зависимости от периода жизнедеятельности); признанием необходимости духовно-нравственного воспитания школьников, с одной стороны, и отсутствием стремления к соответствующей деятельности у большинства студентов, с другой стороны; недостаточным уровнем сформированности духовно-нравственных понятий; несформированностью способности к переносу общепедагогических умений в сферу духовно-нравственного воспитания. Характерной чертой является наличие разнородных процессов профессиональной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию (подготовка на основе гуманистических ценностей, на основе экзистенциальных ценностей, на основе этнических ценностей, на основе религиозных ценностей и др.) при общей тенденции образовательного процесса к целостности.
В третьей главе «Концепция интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников» представлены сущностные характеристики этой подготовки, оформленные в основных положениях авторской концепции. В качестве структурных компонентов она имеет: методологические, теоретические и эмпирические основания интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников; понятийный аппарат, источники и цели концепции; закономерности и принципы подготовки, составляющие ядро концепции; модель готовности будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, интегративные и вариативные характеристики основных компонентов исследуемого процесса; условия автономии различных направлений подготовки будущего учителя к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников как частей интегрированного целого; этапы формирования этой готовности (содержательно-смысловое наполнение).
Вопреки распространенной тенденции рассматривать подготовку к духовно-нравственному воспитанию как единичный процесс, который в каждом конкретном случае имеет специфические черты, обусловленные приоритетными ценностными установками, в исследовании выявлены общетеоретические основы подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников. Сопоставление различных направлений профессионально-педагогической подготовки позволило определить повторяющиеся признаки в каждом из них, имеющие своим следствием как положительные, так и негативные результаты. Это создало предпосылки для поиска интегративных характеристик подготовки, которые обеспечивают целостность и эффективность данного процесса в сложных условиях существования различных систем ценностей, разнотипности мировоззрения, противоречивости информационного пространства и т.п.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.