Движущей силой процесса интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников является обострение и разрешение противоречий, главным из которых является противоречие между признанием будущим учителем необходимости духовно-нравственного воспитания школьников и несформированностью у него соответствующей компетентности, а также стремления к осуществлению этого вида деятельности. Способом разрешения этого противоречия является реализация принципов: обеспечения ценностного самоопределения личности; активизации смыслообразующего потенциала духовно-нравственных ценностей; опоры на иррациональную и рациональную сферу личности будущего педагога; учета актуальных и потенциальных возможностей духовного и нравственного развития студенчества; использования полярных ценностей.
Готовность будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию – динамическая, интегративная характеристика личности, обеспечивающая способность педагога к приобщению школьников к одной из существующих в обществе систем духовных ценностей, к созданию условий для поиска и нахождения ими личностных смыслов во взаимосвязи с воспитанием нравственных чувств и нравственного поведения.
Интегративно-вариативная подготовка будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников – это процесс, объединяющий несколько однородных процессов: подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе гуманистических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе экзистенциальных ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе этнических ценностей, подготовка к духовно-нравственному воспитанию на основе религиозных ценностей, развивающийся в соответствии с закономерностями и имеющий движущие силы, присущие всем его модификациям. Это процесс развития педагогической направленности личности студента на духовно-нравственное воспитание, соответствующей профессионально-педагогической компетентности на основе осмысления личной системы ценностей, выбора направления и вида деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников.
Основными компонентами интегративно-вариативной подготовки будущих учителей к духовно-нравственному воспитанию школьников как системы являются:
цели и задачи подготовки (развитие духовно-нравственной сферы личности будущего учителя, формирование мотивационно-ценностного отношения, мотивов деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников, совокупности соответствующих компетенций);
содержание подготовки, вариативный компонент которого отражает разнообразие идеалов, систем ценностей, семантику духовно-нравственных понятий, позиций в выборе средств воспитания, присущее отдельным направлениям духовно-нравственного воспитания;
вариативная деятельность субъектов образовательного процесса в высшем учебном заведении (информационно-аналитическая, исследовательская, художественно-творческая, организаторская и др.);
ценностные отношения, возникающие в процессе подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников;
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.