Разработанная диагностика профессиональной готовности студентов к осуществлению духовно-нравственного воспитания, ее результаты используются в процессе модернизации профессионального образования педагогическими вузами и колледжами.
Создано и внедрено в образовательный процесс программно-методическое обеспечение подготовки студентов педагогических вузов к духовно-нравственному воспитанию учащихся: пропедевтическая программа актуализации духовно-нравственного воспитания в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин, программа спецкурса «Особенности духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях» и соответствующий ей курс лекций для студентов; практикум «Диагностика нравственной воспитанности дошкольников и школьников», методические рекомендации «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников», «Выбор адекватных форм и методов воспитания и обучения детей на основе медико-психолого-педагогической диагностики», «Преемственность в нравственном воспитании дошкольников и младших школьников».
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены исходными методологическими положениями; применением совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике; длительностью и вариативностью экспериментальной работы; повторяемостью ее результатов в различных условиях; сопоставлением полученных данных с массовым педагогическим опытом и результатами исследования других ученых; репрезентативностью объема выборок; использованием статистической обработки полученных данных
На защиту выносятся следующие положения, раскрывающие суть концепции и системы интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников:
Концепция интегративно-вариативной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников базируется на идеях системного и синергетического (общенаучный уровень), интегративного, культурологического и компетентностного подходов (конкретно-научный уровень). Их взаимосвязь и взаимодополняемость обусловлены необходимостью рассмотрения исследуемого явления в нескольких аспектах: морфологическом, структурном, функциональном, эволюционно-прогностическом, технологическом, с позиций целостности и многообразия его частей.
Сущностными интегративными характеристиками подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников, необходимо принадлежащими всем ее модификациям, являются выявленные нами закономерности обусловленности и закономерности необходимости, фиксирующие связи между основными компонентами процесса подготовки и типом духовно-нравственных ценностей; актуальными и потенциальными возможностями духовного и нравственного развития будущего учителя; целесообразным использованием психологических и педагогических механизмов; неравномерностью развития личности; особенностями духовно-нравственного воспитания как педагогического явления. В совокупности со сформулированными на их основе принципами они обеспечивают целостность созданной системы. Сущностными вариативными характеристиками исследуемого процесса являются атрибутивные закономерности, отражающие качества и специфику каждого конкретного направления подготовки будущего учителя к духовно-нравственному воспитанию школьников (подготовка на основе гуманистических ценностей, на основе экзистенциальных ценностей, на основе этнических ценностей, на основе религиозных ценностей и др.).
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.