Конспект зачетного урока по природоведению(3 класс)
Тема:
Животные и среда их обитания
Тип занятия
: итоговый урок
Цель урока:
формирование у ребят устойчивого интереса и представлений о среде обитания животных в природе и условиях их содержания, отличающихся от естественных.
План урока:
1. Организационный момент (2 мин)
2. Актуализация знаний учащихся (демонстрация диафильма) (10 –13 мин)
3. Анализ и обобщение материала (чтение зарисовки-рассказа)(15 мин)
4. Активизация познавательной деятельности (в форме беседы)(7 мин)
5. Контроль итоговых знаний (тестовое задание)(5 мин)
6. Обсуждение домашнего задания (2 мин).
Ход занятия:
1.Организационный момент занятия уже должен обратить внимание ребят на большую подготовительную работу к уроку – наличие диапроектора и слайдов, развешенные фотографии животных и ксерокопии репродукций. Учитель сообщает тему урока и дает установку на форму занятия, предупреждает о контроле знаний в виде теста.
2. Актуализация знаний учащихся Лучше познакомить ребят с условиями жизни животных в естественных условиях позволит демонстрация диафильма и слайдов. Во время демонстрации фильма учитель просит ребят назвать показанного животного и указать среду его обитания (пустыня, океан, тудра, степь, лес, река, море).
3. Анализ и обобщение материала можно провести сразу после диафильма, однако нужно обратить внимание ребят, что животные, которых они видели в зоопарке во время воскресной экскурсии с родителями лишены нормальных условий жизни. Это утверждение можно подкрепить рассказом из литературного источника (прочитать классу рассказ о Семенова Ю.А. «Олешки»). Рассказ и иллюстрация к нему приводится ниже.
ОЛЕШКИ
(Семенов Ю.А.)
Привезли в зоосад двух олешков. Маленьких, ростом с козу.
Назывались они «мунджак» и родом были из Индии. У оленя рога с развилиной, а самка безрогая. Глаза у обоих большие, чёрные и с ресницами, как у человека.
Совсем людей не боялись олешки, тыкались холодными носами в руки—корм выпрашивали. И очень любили, когда у них за ушами чешут.
Однажды увидел я—завешана их клетка брезентом, и брезент прибит гвоздями по бокам, чтобы народ его не отворачивал.
— Зачем,— спрашиваю,— завесили оленей?
— Олениха объягнилась!
Ну, я не вытерпел, всё-таки посмотрел за брезент.
И увидел: два маленьких-маленьких, жёлтых с белыми пятнами олешка—не больше кошки ростом—стоят и на меня глазами и ушами наставились. Ножки—тонкие, вроде карандашей, передние в коленях сходятся, а у земли разошлись в стороны. Лупоглазые, глупые олешки. Смотрели они, смотрели, испугались и повернулись ко мне задом.
А олениха всегда ласковая, вдруг бросилась на меня и стукнулась безрогим лбом о решётку.
Долго я не был в зоосаду.
Прихожу — в клетке не четверо, а трое. Вырос оленёнок, ростом с мать уже, рога шишками на лбу прорастают, а шкура всё ещё ребячья—жёлтая в белых пятнышках.
— А где же другой?—спрашиваю.
— А как сняли брезент с клетки, дал ему кто-то конфетку, он конфетку съел и к утру издох. Слабенький был олешек.
Рассказ можно проиллюстрировать увеличенной ксерокопией рисунка из книги.
После такого эмоционального рассказа необходимо проанализировать с ребятами условия жизни животных в зоопарке (составить правильное мнение поможет экскурсия в зоопарк в выходные дни)? ,беседа может проходить в свободной форме; но главное попросить сопоставить условия жизни животных на воле, для этого можно задавать им наводящие вопросы и подвести ребят к выводу о том, что даже самые лучшие условия жизни неволе не являются естественными и нормальными и угрожают жизни и здоровью животных.
Контроль знаний учащихся в виде тестового задания позволит оценить учителю успешность усвоения темы в комплексе. Лучше всего раздать ребятам уже готовые задания в печатной форме, на два варианта. Каждый листок должен быть подписан учащимся. Больше пяти минут на выполнение задания отводить нет необходимости. По сигналу учителя листки должны быть переданы вперед. Текст тестового задания (1 вариант) приводится ниже.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.