1
2
(Первая корзина)
(Вторая корзина)
Рис.1.
Иллюстрация для составления выражения с буквой
Следующий вопрос будет логически верным для формирования у ребят навыков в составлении уравнений для задач. Необходимо не отвлекаясь от данного условия спросить у учащихся о том, сколько же груш будет содержаться в этих двух корзинах и записать с их слов полученное выражение, а именно (рис. 2). Представленную запись хорошо бы снабдить пояснительным указанием с подчеркнутой принадлежностью к разным корзинам
а+а+5
Количество Количество
груш в первой груш во второй
корзине корзине
Рис.2.
Запись выражения с буквой (пояснительные указания)
Несколько тренировочных заданий, подобных описанному выше помогут закрепить навыки составлений выражений с переменной. Эти упражнения можно записать на доске, например:
1. В одном ящике было в
килограмм огурцов, а в другом на 25 кг больше. Сколько огурцов было во втором ящике. Сколько огурцов было в двух ящиках?
2. В одном мешке было с
кг муки, а во втором на 9 кг больше. Сколько
Сколько кг муки было во втором мешке и сколько кг было в двух этих мешках вместе?
Также ребята должны уметь самостоятельно составляет подобные упражнения по рисункам, например по такому рисунку (рис. 3).
![]() | ![]() |
Первый бидон
Второй бидон
Рис.3.
Иллюстрация для составления выражений
При составлении зданий самостоятельно у учащихся также включаются процессы анализа и обобщения. Теперь можно переходить к рассмотрению решения задачи на составление уравнения. Задачу также хорошо проиллюстрировать опорной схемой или рисунком.
Задача: «В двух кусках ткани было 208 метров. Во втором куске ткани было больше ткани на 4 метра. Сколько метров ткани в каждом куске?»
Для решения задачи хорошо составить рисунок (рис. 4).
1
|
2
Рис.4.
Иллюстрация для облегчения работы с составлением уравнения в задаче
Необходимо обратить внимание учащихся на то, что неизвестные части в обоих куска равны, то есть представляют собой одинаковое количество материала. Наиболее сообразительные учащиеся могут предложить рецепт решения этой задачи устно, как то вычесть из 208 4 и затем поделить на 2, так как неизвестные куски и в первом и во втором рулоне ткани одинаковы. После изучения условия задачи необходимо задать учащимся вопросы:
1. сколько ткани было в первом куске ткани
2. сколько ткани было во втором куске ткани
3. на сколько больше ткани было во втором куске
4. сколько ткани хранилось в дух кусках вместе
5. если обозначить первый кусок за х
, то как можно определить длину второго куска, используя х
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.