уметь применять ее творчески, свободный перенос на другие
сферы и проблемы, самостоятельный поиск нового знания
(уровень творчества и исследования).
Кстати, указанная структура может служить основанием для дифференциации тестовых оценок по уровню усвоения (первая и вторая позиция – «удовлетворительно»; первая и третья – оценка «хорошо»; первая – четвертая – «отлично»).
С учетом изложенного, можно сформулировать ступенчатый принцип дробления (последовательность усложнения и детализации в процессе обучения) содержания теоретического курса в учебной программе: от обобщенного и мало структурированного представления системы знания в форме целей, задач и основных понятий, к максимальной детализации содержания в темах курса, излагающих целостную систему знания, и с последующим возвратом к обобщенному и хорошо структурированному знанию в темах прикладного характера.
В частности, при подготовке типовой программы предлагаю трехступенчатое дробление содержания предмета: цели, задачи (темы), единицы содержания. При этом:
цели курса излагаются в одном - двух предложениях как
обобщенное перечисление основных знаний и видов деятельности, которые должны быть освоены при изучении курса;
задачи (темы) курса – формулируются как конкретизация каждой
цели в форме однозначного перечня знаний, умений и навыков, подлежащих поэтапному освоению (одна задача – название и содержание одной темы – занятий одной недели или одного занятия);
единицы содержания – последняя детализация, при которой
знания и осваиваемые виды деятельности (действия) темы формулируются в виде элементарных (не делимых далее), существенных и однородных единиц знания (процесс выделения единиц для осваиваемой деятельности будет изложен ниже), каждая из которых должна быть единицей усвоения и единицей тестирования при контроле результатов обучения. Ее содержание – ответ на вопрос «Что это такое и какова его сущность?» Оно состоит из трех элементов: определения понятия, его структурно–логической схемы; указания назначения (функции, связи); примера функционирования или практического применения (демонстрация осмысления).
В процессе структурирования курса важно обеспечить полноту, однородность и однозначность, минимизацию и обоснованность формулировок.
Не должно быть пропущено ничего существенного по каждой
теме и курсу в целом - теоретические знания, умения и навыки; профессиональные знания, умения, навыки (компетенция). Перечень единиц содержания по одной теме формулируется на одном уровне обобщенности, при равном объеме понятий.
Программа должна содержать только существенные положения и факты. В любой ее части должны быть исключены декларативные формулировки, частные и второстепенные аспекты, относящиеся к пояснениям, описаниям контекста, неоднородной детализации и иллюстрации существенных сообщений.
Существенными идеями (положениями, сообщениями) считаются структурные элементы главной идеи, конкретизирующие назначение курса или темы (целостные смысловые единицы того, что должно быть усвоено).
Существенными фактами считаются сообщения, содержащие конкретные данные о действительном, практическом основании существенных идей (цифры и другие сведения объективного характера, представляющие собой необходимый и достаточный минимум обоснования, доказательства или опровержения основных положений).
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.