В настоящее время реальное содержание образования определяется рабочими программами (в большинстве своем, низкого качества), которые ежегодно и формально пишутся преподавателями каждого учебного заведения к началу учебного года, с некоторой и весьма редкой оглядкой на типовую программу (зачастую далекую от совершенства и служащую лишь приблизительным ориентиром). Нереально было бы ожидать и требовать от них быстрого и массового роста профессиональной квалификации, а значит и нужного повышения качества таких программ только за счет административного ресурса.
Проблему качества рабочих программ предлагаю решать за счет повышения статуса и качества типовых программ. Каждая такая программа содержала бы необходимый и достаточный минимум качественного содержания по учебному курсу. Она входила бы (обязательным дублированием) в соответствующие рабочие программы на местах в качестве единого для всех и неизменного ядра. В республике нетрудно подобрать группы квалифицированных специалистов, и за два – три года вся армия преподавателей работала бы по готовым программам высокого качества, постепенно подтягиваясь до их уровня и в классе преподавания.
Одновременно была бы решена и проблема соответствия итогов внутреннего контроля результатов в каждом учебном заведении и независимого внешнего тестирования, - за счет единого банка единиц содержания (минимума, подлежащего усвоению и внешнему тестированию).
1.1. Типовая учебная программа по конкретному учебному курсу (в новом понимании) –
представляет собой единый для всех учебных заведений Республики Казахстан стандартный перечень теоретических и практических знаний, практических умений и навыков (профессиональная компетентность), который должен быть обязательно освоен каждым, кто изучает данный курс, - как необходимый и достаточный минимум подготовки специалиста.
Она должна иметь варианты: для основного курса по специальности; для вспомогательного курса по смежным специальностям. Каждый вариант должен иметь особую структуру и редакцию содержания в зависимости от того, является ли курс вводным для родственных дисциплин, обобщающим (заключающим) ряд уже освоенных дисциплин, или же самостоятельной (одиночной) дисциплиной.
Ее содержание должно соответствовать:
образовательному стандарту Министерства образования и науки Республики Казахстан;
квалификационным требованиям реальной работы по конкретной специальности;
требованиям самостоятельного и непрерывного образования
(магистратура, докторантура, переквалификация).
Поскольку типовая программа является эталонной, она должна задавать единые цели, критерии, показатели оценки и процедуры контроля результатов обучения (тестирования). Ее содержание в обязательном порядке должно включать батарею тестов (комбинированный тест) для внутреннего (учебное заведение) и внешнего (министерство образования и науки) контроля результатов (в виду особой важности качества тестирования в начале реформы, оно рассматривается ниже как отдельный критерий).
Требование эталонности означает также однозначность выделения и толкования каждой единицы содержания. Отсюда следует обязательность четкого и обоснованного его структурирования, конкретизация целей курса до элементарных единиц, подлежащих освоению (и контролю), при полном исключении любых деклараций и неопределенности.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.