В противном случае невозможно обеспечить объективный мониторинг продвижения, контроль и сопоставимость результатов, без которых вся реформа ставится под сомнение.
Проблема «творчества и свободы» решается за счет двух моментов: во-первых, типовая программа задает лишь необходимый минимум содержания, так что образовательное учреждение имеет право по своему усмотрению расширить его, или включить другие требования в своих рабочих программах в сторону их повышения относительно стандарта типовой программы; во-вторых, - за ним остается полная свобода относительно процесса и способов обучения, кроме обязательного требования обеспечить заданный минимум результатов.
Рекомендации по структурированию содержания курса
При структурировании учебного курса необходимо учитывать особенности сознательного мышления и соответствующие различия в структуре и освоении знаний (теоретический курс или его часть) и новых видов деятельности (практический курс или его часть). Мышление есть процесс моделирования действительности. Знание – результат этого процесса. Структура этого знания имеет системно-функциональный характер.
Сознательное логическое мышление моделирует действительность в знаковой форме – в отвлеченных образах понятий и терминов. Такая модель обозначается термином «знание». Знания либо заимствуются (усвоение готовой модели), либо создаются (самостоятельное формирование модели какой-то части реальной действительности). В любом случае этот процесс, обозначенный словом понимание, начинается с ответа на вопросы «Что это? Для чего это?» Он характеризуется первичным выделением объекта внимания как простой системы (с одним дроблением). Обычное определение понятия и есть такое первичное выделение системы: указание класса, к которому относится объект, и его существенных отличий (указание свойств) от других однородных объектов этого же класса. Это уровень элементарного знания.
Следующий, более высокий уровень представлен процессом осмысления. Он характеризуется выделением и фиксированием сложной целостной структуры системы, ее назначения (главной функции), генезиса, функций составляющих ее элементов, связей и взаимодействия между ними, завершаясь обозначением функции системы по отношению к надсистеме. Это мировоззренческий уровень системного знания.
Заключительный уровень – освоенный процесс свободного и творческого применения знания, а также поиска нового знания. Он характеризуется накоплением опыта и навыков поиска, осмысленного применения, свободного и самостоятельного переноса знания на другие масштабы и сферы деятельности, становится органичной частью личности. Это личностно-активный (личностно-деятельностный) уровень знания.
Содержанием теоретического курса является теоретическое знание, его усвоение и применение.
Усвоить теоретический курс – это значит:
иметь систему представлений (теоретическую, системно-
функциональную модель какой-то части реального мира, изучаемой в данном курсе);
уметь применять ее на практике по образцу, под контролем сознания (уровень умения);
уметь применять ее свободно, освоение навыка переноса в сфере своих профессиональных обязанностей (уровень навыка, эвристический);
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.