На контрольном этапе исследования мы провели контрольный срез, по результатам которого мы могли бы судить об эффективности реализованной системы каллиграфических упражнений. Основное внимание, как и на первом этапе исследования, уделялось правильному написанию учащимися восьми основных элементов букв. Были составлены следующие задания контрольного этапа.
Блок I.
Проанализировать умения учащихся записывать упражнения каллиграфически правильно. Показателем правильного написания являлось четкое и каллиграфически правильное письмо.
1. Природа щедро одарила землю цветами.
2. Зал восхищался фигуристами.
3. Над рекой в морозной дымке вьется маленькая пичуга.
4. Русская семья любит посидеть у самовара.
5. Непроглядная метель глубоко упрятала под снегом тропинку.
Работа считается выполненной, если учащийся записал предложения четким и красивым почерком.
Блок II
Анализ тетрадей учащихся на наличие и отсутствие каллиграфических ошибок при письме. Классификация ошибок в соответствии с составленной таблицей, основой которой является правильное написание основных элементов букв. Анализ результатов контрольного среза свидетельствует о том, что нам удалось в среднем на 15% улучшить каллиграфию учащихся 3 «А» класса, по сравнению с 3 «Б» (контрольная группа).
Анализ результатов контрольного среза отражен в таблице 2:
Таблица 2.
Умения и навыки |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Количество учащихся |
% |
Количество учащихся |
% | |
1. короткая линия |
9 |
30 |
8 |
26,7 |
2. длинная линия |
5 |
16,7 |
7 |
23,3 |
3. линия с закруглением внизу |
12 |
40 |
15 |
50 |
4. прямая с петлей |
20 |
66,7 |
18 |
60 |
5. овал |
19 |
63,3 |
21 |
70 |
6. полуовал |
10 |
33,3 |
4 |
13,3 |
7. линия с закруглением с двух сторон |
6 |
20 |
5 |
16,7 |
8. малая петля |
20 |
66,7 |
24 |
80 |
Таким образом, в экспериментальной группе, как мы и предполагали, при наличии дополнительной работы по улучшению уже сформированных каллиграфических навыков наблюдаются изменения. В контрольной группе результаты остались прежними или ухудшились (См. Таблицу 3).
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.