Целью проведения эксперимента является:
– выявление уровня сформированности каллиграфических навыков учащихся начальной школы;
– проведение цикла упражнений, способствующих формированию каллиграфически правильного почерка;
– выявление уровня сформированности каллиграфических умений после специального внедрения различных видов упражнений.
Исследование было проведено в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Все эти этапы представляли собой неразрывную последовательность.
Констатирующий этап ориентировал нас на установление фактического состояния исследуемого объекта, констатацию исходных параметров. Главная цель — зафиксировать реалии, которые были исходными для формирующего этапа, целью которого являлось создать и проверить эффективность разработанной системы упражнений, направленной на формирование каллиграфических навыков младших школьников, которые, по нашему мнению, должны были повысить достигнутый уровень. На контрольном этапе был проведен срез, который позволил судить об эффективности предложенной нами системы упражнений.
В ходе эксперимента необходимо было отследить уровень сформированности у учащихся каллиграфических навыков, установить наиболее часто встречающиеся каллиграфические ошибки и предложить систему упражнений, помогающих эти ошибки устранить.
Эксперимент проводился на базе СОШ станицы Курской Курского района. Всего констатирующим экспериментом было охвачено 60 учащихся третьих классов.(3 «А» - экспериментальная группа, 3 «Б» - контрольная группа).
Задания констатирующего этапа
были сформулированы следующим образом.
Блок 1
Проверяется умение учащихся каллиграфически правильно и четко записывать предложения. Показателем обученности является умение каллиграфическим почерком написать предложение.
1. Легко на сердце от песни веселой.
2. Звенит звонок, звенит звонок, детей сзывает на урок.
3. Тихая теплая заря поднималась над землей.
4. Матрешка — это деревянная кукла.
5. Настоящую песню скворца надо слушать ранним утром.Работа считается выполненной, если ученик записал предложение
каллиграфически правильно.
Блок 2
Анализ тетрадей учащихся на наличие каллиграфических ошибок.
Выявление основных ошибок, их классификация с учетом написания основных элементов букв.
Констатирующий этап показал, что наибольшее количество ошибок учащиеся допускают при написании сложных элементов, таких, как: прямая линия с петлей, овал и малая петля (См. таблицу 1).
Таблица 1
Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента
Умения и навыки |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Количество учащихся |
% |
Количество учащихся |
% | |
1. короткая линия |
13 |
43,3 |
7 |
23,3 |
2. длинная линия |
10 |
33,3 |
9 |
30 |
3. линия с закруглением внизу |
18 |
60 |
15 |
50 |
4. прямая с петлей |
24 |
80 |
16 |
53,3 |
5. овал |
25 |
83,3 |
20 |
66,7 |
6. полуовал |
14 |
46,7 |
5 |
13,3 |
7. линия с закруглением с двух сторон |
11 |
36,7 |
6 |
16,7 |
8. малая петля |
26 |
86,7 |
25 |
80 |
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.