3.При прокаливании 10 г смеси негашеной извести, кальцинированной соды и питьевой соды выделилось 336 мл газа (н. у.), а при действии на такую же массу смеси хлороводородной кислотой выделилось 1,792 л газа (н. у.). Определите состав смеси в процентах.
Ответ. (СаО) = 21,8%; (Na2CО3) = 53%; (NaHCО3) = 25,2% [30, 31].
Цепочки превращений
I. 1. Карбонат кальция оксид кальция ®гидроксид кальция ® карбонат кальция ® нитрат кальция.
2. Магний ® сульфат магния ® нитрат магния ® оксид магния ® ацетат магния.
3. Хлорид кальция ® сульфат кальция ® сульфид кальция ® сульфат кальция ® гидроксид кальция ® оксид кальция ® гидрокарбонат кальция.
4. Магний ® оксид магния ® гидроксид магния ®хлорид магния ® гидроксокарбонат магния ® сульфат магния ® гидроксид магния.
5. Сульфид магния ® оксид магния ® … ® гидроксид магния ® … ® нитрат магния.
6. Кальций ® гидроксид кальция ® карбонат кальция ® оксид кальция ® карбид кальция ® гидроксид кальция ® гидрокарбонат кальция.
II. Используя схему «Кальций и его соединения», напишите уравнения реакций 1 – 14
Контрольные работы по теме: «Щелочноземельные металлы»
Вариант I
1. Почему химические элементы: кальций, стронций, барий, радий, находящиеся во II группе главной подгруппы ПСХЭ Д. И. Менделеева, называют щелочноземельными металлами? Ответ поясните записью уравнений химических реакций.
Почему горящий магний нельзя гасить водой?
3. Напишите уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства оксида кальция. Почему строители называют его «кипелкой»?
4. Как в быту частично смягчают жесткую воду: а) не применяя химических реактивов, б) используя домашние средства?
Вариант II
1. С какими из перечисленных веществ, формулы которых: О2, S, Cl2, Н2, Н2О, NaOH, H2SО4, CuSO4, КС1, реагирует кальций? Запишите уравнения химических реакций.
Что общего и чем отличаются щелочноземельные и щелочные металлы? Как изменяется химическая активность металлов главной подгруппы второй группы с возрастанием порядковых номеров их образующих химических элементов (укажите стрелкой)?
Известковую воду разделили на две порции. Через одну пропускали оксид углерода (IV) до тех пор, пока сначала появившийся осадок не растворился, затем обе порции слили. Предположите, что можно наблюдать при этом. Запишите уравнения всех происходящих реакций и отметьте их признаки. Назовите полученные вещества.
Назовите две-три соли щелочноземельных металлов, хорошо и плохо растворимых в воде. Какие из них могут обусловливать жесткость воды?
Вариант III
Можно ли получать щелочноземельные металлы электролизом водных растворов их солей? Ответ подтвердите записью уравнений происходящих химических реакций.
Назовите два-три способа устранения карбонатной жесткости воды. Ответ поясните уравнениями химических реакций.
Какие опыты надо провести, чтобы подтвердить восстановительные свойства магния?
Как будет изменяться свечение лампочки в приборе для испытания электропроводности растворов, если его электроды опустить в известковую воду, через которую пропускать оксид углерода (IV)? Почему?
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Три химических элемента «А», «Б», «В» образуют различные соединения. Вещество «АВ» — растворяется в воде, окрашивая лакмус в синий цвет. Соединение, в состав которого входят все три химических элемента, не растворяется в воде, но образует растворимое вещество если на него действовать водой и соединение «Б» с «В». Какие химические элементы условно обозначены буквами? О каких соединениях и реакциях идет речь? Составьте уравнения химических реакций.
Гидрид бария горит на воздухе, а при реакции с водой образует водород. Запишите уравнения этих реакций и укажите, что окисляется и что восстанавливается в каждой из них.
Если оксид кальция на долгое время оставить на воздухе, его масса изменится. Как? Почему?
В каком направлении сместится равновесие химической реакции СаСО3 + Н2О + СО2= Са(НСО3) + Q, если: а) понизить температуру, б) повысить давление, в) увеличить концентрацию оксида углерода (IV)?
Горы Крымского полуострова в основном состоят из известняка. Объясните причину большого числа пещер в этих горах.
Объясните, почему из металлического магния не делают бытовые изделия, а сравнительно легкий и прочный металл кальций не используется в авиационной промышленности [29-32].
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.