BeO + 2HCl = BeCl2 + H2O,
взаимодействие оксида бериллия с гидроксидом натрия:
BeO + 2NaOH = Na2BeO2 + H2O.
УЧИТЕЛЬ. А теперь мы проведем такой эксперимент. Перед вами находятся образцы cолей трех металлов. Все они на вид одинаковые. А как же определить, где соль кальция, где бария, а где стронция? Для этого обратимся к справочному материалу.
На данном этапе необходимо провести качественное обнаружение ионов щелочно-земельных металлов: облить тампоны, лежащие в чашечках, этиловым спиртом и поджечь. Обратить внимание на цвет пламени спирта.
Станция «Потребительская»
Далее учитель обращает внимание на опорный конспект, который лежит на столах учеников, активно обсуждает его с классом. Необходимый для запоминания материал учащиеся помечают у себя в тетрадях.
Опорный конспект
Получение металлов II группы, главной подгруппы 1. Кальций и стронций получают электролизом расплавов их хлоридов:
2. Для получения бария используют алюмотермию:
3. Бериллий получают восстановлением магнием из фторида:
4. Магний получают в промышленности из морской воды. Ионы магния, содержащиеся в морской воде, осаждают в виде гидроксида, который затем переводят в хлорид, электролизом расплава хлорида магния получают металл:
|
Закрепление изученного материала
УЧИТЕЛЬ. Ну вот и подошло к концу наше путешествие в город «Щелочноземельск». Но не расстраивайтесь, ведь впереди нас с вами ждет увлекательнейшая экскурсия по другим городам «Металлии», таким, как «Железногорск» и «Алюминевск». Но прежде чем уехать в наш городок Рассказово, необходимо ответить на вопросы от жителей «Щелочноземельска».
Для закрепления изученного материала используются карточки, в которых два вопроса: первый направлен на воспроизведение теоретического материала, а второй – это задача или упражнение по химии (применение знаний в знакомой ситуации). На этот вид работы отводится 15 мин.
Проверочная работа по теме «Бериллий, магний и щелочно-земельные металлы»
К а р т о ч к а 1 |
1. Что общего и в чем различие в строении атомов элементов главной подгруппы II группы периодической системы? Можно ли их назвать элементами с постоянной степенью окисления?
2. Какие вещества из перечисленных ниже могут реагировать с металлическим магнием при обычных условиях:
а) разбавленная серная кислота;
б) концентрированная азотная кислота;
в) гидроксид натрия;
г) хлорид алюминия (раствор);
д) хлорид меди(II) (раствор)?
Напишите уравнения соответствующих реакций.
К а р т о ч к а 2 |
1. Исходя из положения бария и кальция в периодической системе Д.И.Менделеева, предположите:
а) какой из этих двух металлов имеет более высокую температуру плавления?
б) какой из этих двух металлов более твердый?
в) Какой из этих двух металлов является более сильным восстановителем?
Объясните свои предположения.
2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
ВаСО3 ® ВаО ® Ва(ОН) 2 ® ВаSО3 ® ВаSО4.
Уравнение последней реакции запишите также в ионной форме.
К а р т о ч к а 3 |
1. Какие элементы называют щелочноземельными металлами? Можно ли их отождествлять со всеми элементами главной подгруппы II группы периодической системы?
2. Перечислите известные вам химические свойства элементов рассматриваемой подгруппы. Напишите уравнения реакций магния с кислородом, кальция с углеродом, бария с водой, стронция с водородом.
К а р т о ч к а 4 |
1. Расскажите о биологической роли элементов магния и кальция в живой природе. За счет каких продуктов питания восполняется запас кальция в организме человека?
2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.