Станция «Информационная»
УЧИТЕЛЬ. На прошлом нашем занятии мы познакомились с магнием и кальцием, а сегодня поговорим о бериллии и радии.
УЧЕНИК (выступает с небольшим сообщением о бериллии). Бериллий был открыт в 1798 г. Л.Вокленом. Название элемента происходит от немецкого слова «Brille», обозначающего очки. В XVIII в. стекла очков готовили из монокристаллических образцов минерала берилла. Бериллий ядовит. Вдыхание паров его оксида вызывает бериллоз – общее отравление организма, заканчивающееся летальным исходом.
УЧИТЕЛЬ. А что вы знаете о радии?
УЧЕНИК. Радий – это редкий радиоактивный элемент, не имеющий стабильных изотопов.
УЧИТЕЛЬ. Действительно, радий – очень редкий радиоактивный металл (содержание в земной коре 1•1010 %). Например, 40 т африканского карналлита содержат 1 г радия. Самый устойчивый изотоп – 226Ra – с периодом полураспада около 1600 лет в результате ядерной реакции превращается в радон:
Вторым продуктом распада является a-частица, т.е. полностью ионизированный (потерявший все свои электроны) атом гелия.
У Владимира Владимировича Маяковского есть такие строчки о радии:
Поэзия – та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.
УЧИТЕЛЬ. Следующая остановка – станция «Химическая». (Звучит песня и вывешивается плакат с названием станции.) Вначале давайте вспомним химические свойства ранее изученных элементов II группы.
Далее учитель демонстрирует опыты.
1. Опыт «Взаимодействие кальция с водой».
Учащиеся пишут уравнение химической реакции:
Ca + 2H2O = Ca(OH)2 + H2.
УЧИТЕЛЬ. В чашке Петри находится кальций, а в кристаллизаторе – вода. Добавляем в воду фенолфталеин. Берем щипцами кусочек кальция, опускаем его в воду. Начинается выделение водорода. За счет образования гидроксида кальция и изменения окраски фенолфталеина вода в кристаллизаторе стала малиновой.
2. Опыт «Взаимодействие магния с кислородом».
Учащиеся вновь пишут уравнение химической реакции:
2Mg + O2 = 2MgO.
УЧИТЕЛЬ. В чашке Петри находится магний. Берем щипцами кусочек магния и поджигаем его. Он быстро и очень ярко сгорает. Образуется оксид магния.
Но бериллий, магний и щелочно-земельные металлы могут взаимодействовать и с другими неметаллами. Образуются соответствующие бинарные соединения – гидриды, галогениды, сульфиды, карбиды, нитриды и т.д. К какому типу принадлежат эти реакции (по числу и составу исходных и полученных веществ)?
Задание для класса.
Составить уравнения химических реакций и назвать получившиеся соединения:
1) барий + водород ®….;
2) бериллий + хлор ®….;
3) кальций + сера ®….;
4) кальций + углерод ®….;
5) магний + азот ®…
Ученик, который раньше всех справляется с этим заданием, выходит к доске, записывает уравнения реакций и расставляет коэффициенты методом электронного баланса по изученному в 8-м классе алгоритму, одновременно комментируя свои действия.
УЧЕНИК. Подчеркиваем символы элементов, степени окисления которых изменяются; составляем электронные уравнения, определяя число отданных и принятых электронов; уравниваем число отданных и принятых электронов, подобрав наименьшее общее кратное и дополнительные множители, и, наконец, расставляем коэффициенты.
Таким образом, класс еще раз повторит и закрепит алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса, поскольку ОВР являются одним из основных элементов содержания ЕГЭ.
3. Опыт «Взаимодействие с кислотами».
УЧИТЕЛЬ. Все металлы этой подгруппы взаимодействуют с растворами сильных кислот.
Учащиеся записывают уравнения химических реакций:
Mg + H2SO4 = MgSO4 + H2,
Ca + 2HCl = CaCl2 + H2.
УЧИТЕЛЬ. А теперь давайте вспомним, почему щелочно-земельные металлы так называются.
УЧЕНИК. Словом «земля» алхимики обозначали плохо растворимые соединения. Поскольку при смачивании водой оксидов кальция, стронция и бария образовывалась щелочная среда, то эти оксиды стали называть щелочными землями, а металлы – щелочно-земельными.
УЧИТЕЛЬ. В чем особенность бериллия?
УЧЕНИК. Бериллий является элементом, оксид и гидроксид которого проявляют амфотерный характер: они образуют соли при взаимодействии как с кислотами, так и со щелочами.
УЧИТЕЛЬ. Докажите это соответствующими уравнениями реакций.
УЧЕНИК (выходит к доске и записывает уравнения). Взаимодействие оксида бериллия с хлороводородной кислотой:
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.