Ca ® Ca(OH) 2 Ca ® CaCO3 Ca ® CaO Ca ® Ca(OH) 2 Ca ® CaCl2 Ca ® Ca.
Уравнение последней реакции запишите также в ионной форме.
К а р т о ч к а 5 |
1. Какие процессы называют кальциетермией и магниетермией? Какие металлы получают такими способами? К какому типу металлургических процессов относят кальциетермию и магниетермию?
2. Щелочно-земельный металл массой 5 г окислили кислородом воздуха. Полученный оксид прореагировал с водой, в результате образовался гидроксид металла массой 9,25 г. Какой щелочноземельный металл был взят?
К а р т о ч к а 6 |
1. Кратко охарактеризуйте важнейшие соли щелочных и щелочноземельных металлов и магния, их нахождение и роль в природе, применение, свойства.
2. Оксид и гидроксид бериллия имеют амфотерный характер. Докажите это уравнениями соответствующих реакций.
Итоги урока
УЧИТЕЛЬ. Ребята! Понравился ли вам наш сегодняшний урок? Что нового (интересного, увлекательного, познавательного) вы сегодня для себя узнали? Какие знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни?
Учитель благодарит учеников за сотрудничество и за активную работу на уроке.
Домашнее задание
УЧИТЕЛЬ. Осталось только записать домашнее задание.
1) § 12 по учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 9 класс» (М.: Дрофа, 2006), упражнение 5 после параграфа.
2) Творческое задание. Написать сочинение (о химическом веществе или процессе), посвященное химии щелочноземельных металлов, или сделать плакаты на эту тему.
Это для всех учеников.
Для учащихся, желающих попробовать свои силы в решении задач высокой сложности: «582,4 г фосфида кальция растворили в хлороводородной кислоте. Получили фосфид водорода и хлорид кальция. Фосфид водорода сожгли и получили оксид фосфора(V), который растворили в 800 мл 25%-го раствора гидроксида натрия, имеющего плотность 1,28 г/см3. Составьте уравнения протекающих реакций и определите, какая соль образовалась в результате этих превращений. Какова массовая доля образовавшейся соли в полученном растворе?»[18, 20-23, 25].
Задачи и тесты по теме: «Щелочноземельные металлы»
3.3.1 Тест по теме: «Щелочноземельные металлы и их соединения»
Какова электронная конфигурация атома кальция?
А) 1s2 2s22р63s2 Б) 1s22s22p6 3s23p64s2
В) 1s22s22p2 Г) 1s22s22p63s22p63d24s2
2. С какими из следующих веществ реагирует кальций?
А) Cl2 Б) Na2O
В) Н2О Г) NaCl
3. С какими веществами реагирует гидроксид кальция?
А) NaOH Б) SO2
В) Na2O Г) HCl
4. Какого состава осадок образуется при взаимодействии растворов солей Na3PO4 и Ca(NO3)2?
А) NaNO3 Б) Ca(OH)2
В) Са3(РО4)2 Г) Na2HPO4
5. Формуле вещества CaO соответствуют названия:
а) гашёная известь; б) известняк;
в) негашёная известь; г) жжёная известь.
6. Самое сильное основание из приведённых ниже оснований – это:
а) Be(OH)2; б) Mg(OH)2; в) Ca(OH)2; г) Ba(OH)2.
7. Из приведённых ниже металлов наиболее энергично реагирует с водой:
а) Be; б) Mg; в) Ca; г) Ba;
8.В ряду химических элементов Be – Mg – Ca – Sr – Ba увеличиваются:
а) радиус атома; б) число электронов на внешнем слое;
в) восстановительные свойства; г) число электронных уровней.
9. Химически чистый оксид кальция образуется:
а) при сжигании кальция на воздухе; б) окислением кальция водой;
в) разложением гашёной извести; г) окислением кальция водородом.
10. Для получения металлического кальция пригодны методы:
а) электролиз раствора его хлорида; б) электролиз расплава его хлорида;
в) восстановление из его оксида; г) электролиз раствора его гидроксида?
11. Расставьте коэффициенты, пользуясь методом электронного баланса, в
следующей схеме реакции: Mg + H2SO4 конц. MgSO4 + H2S + H2O
Посчитайте их сумму в правой части уравнения. Укажите верный ответ.
а) 6; б) 7;
в) 9; г) 10.
12.Щелочноземельные металлы получают:
а) металлотермией; б) пирометаллургией;
в) электрометаллургией; г) гидрометаллургией.
13. Минерал, содержащий природный оксид алюминия – это:
а) корунд; б) нефелин;
в) карналлит; г) глинозём.
14. Восстановительные свойства ярче всего выражены у элемента:
а) Be; б) Mg; в) Ca; г) Ba;
15.Общее в строении атомов щелочноземельных металлов – это:
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.