1) Прочитайте текст «Размножение насекомых» на с. 140 учебника, а по первой серии рисунком на с. 141 расскажите, какие стадии развития проходит бабочка-капустница.
2) Прочитайте эту статью до конца (с. 141) и расскажите, чем отличается размножение и развитие стрекозы, кузнечика, тли от размножения и развития других насекомых.
3) Прочитайте статью «Размножение рыб» (с. 141–142) и расскажите по рисунку, какие стадии развития проходят рыбы. Обратите внимание на желточный мешочек, расположенный в нижней части тела мальков. Почему его нет у взрослых рыб? Какое значение он имеет для мальков?
4) Прочитайте статью «Размножение земноводных» (с. 142) и расскажите, какие стадии развития они проходят; рассмотрите внимательно рисунок и скажите, на кого похожи сначала головастики лягушек.
5) Прочитайте статью «Размножение пресмыкающихся» (с. 142–143) и расскажите по рисунку (с. 143), какие стадии развития проходят пресмыкающиеся, какие стадии развития у них отсутствуют по сравнению с предыдущими группами животных.
6) Прочитайте статью «Размножение птиц» и по рисунку (с. 143) расскажите, как проходит развитие птиц. Дайте ответ на вопрос, почему у птиц бывает небольшое потомство.
7) Прочитайте статью «Размножение зверей» (с. 144) и назовите самый существенный признак в развитии зверей. Дайте ответ на вопрос, почему у зверей рождается мало детенышей.
Возвращение к проблемному вопросу.
Учитель напоминает его и подводит учащихся к полному ответу.
VI. Закрепление и осмысление знаний.
Работа у доски: с динамической таблицей или с динамическими рисунками «Размножение насекомых»
а) Расположи на магнитной доске (или на наборном полотне) рисунки с изображением бабочки в той последовательности, в которой происходит развитие бабочек; поставь между ними стрелочки;
б) Выбери среди рисунков с изображением насекомых другое взрослое насекомое, которое размножается так же; замени бабочку этим насекомым.
в) Выбери среди рисунков с изображением насекомых другое взрослое насекомое, которое проходит в своем развитии не все стадии; замени рисунок с изображением взрослого насекомого этим рисунком с изображением и сними рисунок с изображением той стадии, которая у него отсутствует.
VII. Обобщение и систематизация знаний.
Заполнение на доске обобщающей таблицы «Размножение животных».
Группы животных |
Особенности размножения и развития |
Насекомые (большинство) |
Размножаются яйцами и проходят определенные стадии развития (яйцо à личинка à куколка à взрослое насекомое) |
Рыбы (большинство) |
Размножаются яйцами (икрой), из которой вылупливаются личинки – мальки, которые превращаются во взрослых рыб (икра à мальки à взрослые рыбы) |
Земноводные |
Размножаются икрой, из которой вылупливаются головастики (несколько стадий развития, пока не превратятся во взрослых животных) икра à головастики à взрослые животные) |
Пресмыкающиеся |
Размножаются яйцами, которые не высиживают. О потомстве не заботятся. |
Птицы |
Размножаются яйцами, которые высиживают. О потомстве заботятся. |
Звери (млекопитающие) |
Рождают детенышей, выкармливают их своим молоком (малыши сосут молоко матери). О потомстве заботятся. |
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.