І.
Тема.
Как вырастить новое растение без семени.
Цель:
продолжить формировать понятие растение – живой организма, сформировать представление о способах вегетативного размножения растений с помощью разных органов, формировать умение размножать комнатные и другие растения, воспитывать эстетические чувства.
Оборудование:
таблица «Размножение растений», комнатные растения: фиалка, традесканция, хлорофитум, сансевьера, черенки смородины, винограда, крыжовника в воде, пророщенные луковицы и клубни картофеля, кустик клубники с усами; ящички с землей, вода, копалки, этикетки,
ХОД УРОКА
І. Проверка домашнего задания
1. Фронтальный опрос.
– С чего начинается жизнь растения?
– Какие условия необходимы для прорастания семени?
– Какие условия необходимы для роста и развития растения?
– С помощью чего можно выявить эти условия?
2. Индивидуальный опрос.
Задание №1. Нарисуй на доске, какое строение имеет семя фасоли.
Задание №2. Нарисуй на доске схему «Условия прорастания семян и условия жизни растения».
Задание №3. Выбери из опытов, стоящих на столе, те, с помощью которых определяют условия прорастания семян.
Задание №4. Выбери из опытов те, с помощью которых определяют условия роста и развития растений.
ІІ. Актуализация опорных знаний
Беседа.
– Какие органы есть у цветковых растений?
– Какие органы являются органами размножения у растений?
– Сколько семян образуется в плодах?
– Почему много плодов и семян образуется на одном растении?
– Можно ли вырастить новые растения, если нет семян?
– Вспомните, как мама или бабушка выращивали новые комнатные растения.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности.
Создание проблемной ситуации
Учитель сообщает учащимся, что директор школы дал задание озеленить класс, но каждому классу выделяется только по одному комнатному растению.
Проблемный вопрос.
Как нам выполнить это задание и получить несколько растений, ведь есть только одно?
Нам подарили один кустик клубники очень хорошего сорта. Желательно его размножить на пришкольном участке, хотя семян нет.
Проблемный вопрос
Как нам быть? Можно ли клубнику выращивать без семян?
Соседка по участку принесла 5 клубней урожайного сорта картофеля, очень вкусного.
Проблемный вопрос.
Как можно получить много картофеля из пяти клубней?
Примечание. Эти проблемные ситуации следует создать в классе за три-четыре недели до урока, чтобы ученики-исследователи заранее провели опыты под руководством учителя, а на этом уроке смогли бы продемонстрировать результаты опытов.
Обсуждение предположений и догадок учащихся.
IV. Сообщение темы и задач урока
V. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Практическая работа с целью решения общей проблемы: можно ли выращивать растения без семени?
а) размножение комнатных растений черенками (традесканции или бегонии, пеларгонии, колеуса, бальзамина);
б) размножение клубники усами;
в) размножение клубнями (заложить несколько опытов для проверки тех предположений, которые сделали учащиеся в процессе обсуждения проблемной ситуации: размножение целым клубнем, половинками, четвертинками, глазками);
г) размножение комнатных растений «детками»: хлорофитума, каланхоэ, кактуса;
д) размножение комнатного растения сансевьеры корневищами;
е) размножение листьями (фиалка, глоксиния);
ж) размножение луковицами.
Руководящая роль учителя при проведении практической работы состоит в предшествующем и текущем инструктаже (на доске или устно). К непосредственному выполнению работы привлекаются именно те учащиеся, которые высказывали свои предположения, догадки. Они становятся ответственными за опыты, наблюдают, записывают свои наблюдения, остальные помогают им в случае необходимости, следят за их действиями, наблюдают за ходом и результатами опытов.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.