Совершенно очевидно, что наше будущее закладывается современной школе. А современная школа должна быть ориентирована на обеспечение самоопределения и самореализации личности. Осуществить эту задачу можно только через развивающее обучение.
Наша общеобразовательная школа проходит сложный период поиска новых путей обучения детей. В школе, как в зеркале, отражается общественная жизнь с ее взлетами, падениями. Это естественно. Школа — институт социализации личности, то есть одна из главных ступеней на пути от маленького ребенка к взрослому члену человеческого общества. Изменившемуся социуму нужны уже иные его члены, чем, скажем, 10 лет назад. Школа как образовательная система стремится обеспечить гармоничное слияние глубоко гуманистического опыта традиционной педагогики и новых тенденций в обучении, определяемых сменой социально-экономических, культурных и научных парадигм.
На данный момент, пожалуй, уже уместно говорить даже о некоторой перенасыщенности школы педагогическими инновациями. Эксперимент — дело трудоемкое, и изрядно подуставшее, и в моральном, и в финансовом плане школы в поиске возможных педагогических находок больше обращают внимание на уже зарекомендовавшие себя временем и, соответственно, результатом программы, технологии. Одной из таких программ является развивающий курс математики Л.Г. Петерсон.
Традиционная школа в общей массе опирается на процесс обучения в варианте “натаскивания”в ущерб развитию мышления — это общепризнанно. Но еще больше при этом страдает комплекс становления личности.
Образовательная технология “Школа 2100”(курс математики) характеризуется двумя особенностями:
— глубокой системной психологической основой ее построения, обеспечивающей гармоничное сочетание высоких показателей обученности с созданием оптимальных условий развития познавательных процессов и, особенно, интеллекта;
— оптимизацией процесса развития личности в целом.
Именно эти особенности данного курса математики повлияли на выбор темы моей дипломной работы, которая, как я считаю, сегодня очень актуальна. Назову несколько предпосылок:
— гимназия № 5, в которой я работаю, восемь лет обучает по общеобразовательной программе “Школа 2100”математике;
— образовательная программа “Школа 2100”привлекла внимание Национального института образования и Министерства образования нашей республики;
— в 2000/2001 уч. г. на базе Смолевичского района Минской области начался эксперимент по полному освоению российской общеобразовательной программы “Школа 2100”, а с 1 сентября 2001 года он стал одним из самых массовых.
Цель дипломной работы: изучить особенности образовательной технологии “Школа 2100”по математике.
Поставленную цель можно решить с помощью следующих задач:
· Обосновать выбор программы “Школа 2100”как альтернативную традиционному обучению.
· Проанализировать сущность, принципы, особенности технологии программы “Школа 2100”по математике.
· Выделить специфические принципы организации учебной деятельности младших школьников на уроках математики по образовательной технологии “Школа 2100”.
· Описать и проиллюстрировать использование деятельностного метода в обучении младших школьников математике по образовательной технологии “Школа 2100”.
Объект исследования: концепция программы “Школа 2100”.
Предмет исследования: использование положений образовательной технологии “Школа 2100”при обучении младших школьников математике.
Гипотеза: если при обучении математике младших школьников использовать образовательную технологию “Школа 2100”(деятельностный метод), то процесс обучения будет более продуктивный и творческий.
При работе над дипломной работой были использованы методы:
· теоретический анализ педагогической и психологической литературы;
· анализ нормативных документов, касающихся образования;
· наблюдение и изучение передового опыта начальной школы в области преподавания математики по программе “Школы 2100”;
· эксперимент, анкетирование.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.