Ученикам были предложены следующие задачи:
У Даши 3 яблока и 2 груши. Сколько всего фруктов у Даши?
У кошки Мурки 7 котят. Из них 3 белых, а остальные пестрые. Сколько у Мурки пестрых котят?
В автобусе ехали 5 пассажиров. На остановке часть пассажиров вышла, остался 1 пассажир. Сколько пассажиров вышло? Все для мебели колесо офисного кресла.
Цель констатирующего эксперимента: проверить, какой начальный уровень знаний, умений, навыков у учеников подготовительных классов при решении простых задач.
Вывод. Результат констатирующего эксперимента отражен в графике.
Решили:
25 задач — ученики гимназии № 5
24 задачи — ученики средней школы № 74
В эксперименте принимало участие 30 человек: 15 человек из гимназии № 5 и 15 человек из школы № 74 г. Минска.
Более высокие результаты достигнуты при решении задачи № 1. Наиболее низкие при решении задачи № 3.
Общий уровень учеников двух групп, справившихся с решением данных задач приблизительно одинаковый.
Причины невысоких результатов:
1. Не все учащиеся владеют знаниями, умениями и навыками, необходимыми для решения простых задач. А именно:
а) умение выделить элементы задачи (условие, вопрос);
б) умение моделировать текст задачи с помощью отрезков (построение схемы);
в) умение обосновывать выбор арифметического действия;
г) знание табличных случаев сложения в пределах 10;
д) умение сравнивать числа в пределах 10.
2. Наибольшие затруднения учащиеся испытывают при составлении схемы к задаче (“одевание” схемы) и составлении выражения.
3.2. Обучающий эксперимент
Цель эксперимента: продолжить работу по решению задач с использованием деятельностного метода с учениками из гимназии № 5, обучающихся по программе “Школа 2100”. Для формирования более прочных знаний, умений и навыков при решении задач особое внимание было уделено составлению схемы (“одевание” схемы) и составлению выражения по схеме.
Предлагались следующие задания.
1. Игра
“Часть или целое?”
|
|
В другом варианте предложенной игры ситуация более приближена к той, в которой ученики окажутся при моделировании задачи. На доске заранее строятся схемы. Учитель спрашивает, что известно в каждом случае: часть или целое? Отвечая. Учащиеся могут использовать отмеченный выше прием или давать ответ в письменном виде, используя при этом условные обозначения:
¡ — целое
¾
— целое
Могут быть использованы прием взаимопроверки и прием сверки с правильным выполнением на доске заданием.
2. Игра
“Что изменилось?”
Перед учащимися схема:
Выясняется, что известно: часть или целое. Затем ученики закрывают глаза, схема принимает вид 2), ученики отвечают на тот же самый вопрос, вновь закрывают глаза, схема преобразовывается и т.д. — столько раз, сколько считает нужным учитель.
Аналогичные задания в игровой форме могут быть предложены учащимся со знаком вопроса. Только задание уже будет формулироваться несколько иначе: “Что неизвестно: часть или целое?”
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.