Стремительные социальные преобразования, которые переживает наше общество в последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. В связи с этим остро актуальной стала задача создания новой концепции образования, отражающей как интересы общества, так и интересы каждого отдельного человека.
Таким образом, в последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
Реализация этой цели требует выполнения целого комплекса задач, среди которых основными являются:
1) обучение деятельности — умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий;
2) формирование личностных качеств — ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
3) формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.
Следует подчеркнуть, что ориентация на развивающее обучение вовсе не означает отказ от формирования знаний, умений и навыков, без которых невозможно самоопределение личности, ее самореализация.
Именно поэтому дидактическая система Я.А. Коменского, впитавшая в себя вековые традиции системы передачи ученикам знаний о мире, и сегодня составляет методологическую основу так называемой “традиционной” школы:
· Дидактические принципы — наглядность, доступность, научность, систематичность, сознательность усвоения учебного материала.
· Метод обучения — объяснительно-иллюстративный.
· Форма обучения — классно-урочная.
Однако для всех очевидно, что существующая дидактическая система, не исчерпав своей значимости, вместе с тем не позволяет эффективно осуществлять развивающую функцию образования. В последние годы в работах Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина и многих других педагогов-ученых и практиков сформировались новые дидактические требования, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего. Основные из них:
1. Принцип деятельности
Основной вывод психолого-педагогических исследований последних лет заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на “открытие” им нового знания.
Таким образом, основным механизмом реализации целей и задач развивающего обучения является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность. В этом и заключается принцип деятельности, Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире
Еще Я.А. Коменский отмечал, что явления нужно изучать во взаимной связи, а не разрозненно (не как “кучу дров”). В наше время этот тезис приобретает еще большую значимость. Он означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе — обществе — самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук. Естественно, что при этом знания, формируемые у учащихся, должны отражать язык и структуру научного знания.
Принцип единой картины мира в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности в традиционной системе, но гораздо глубже его. Здесь речь идет не просто о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности. Например, если речь идет об экологических знаниях, то учащийся должен не просто знать, что нехорошо срывать те или иные цветы, оставлять после себя мусор в лесу и т.д., а принять свое собственное решение так не делать.
3. Принцип непрерывности
Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.
Идея преемственности также не является новой для педагогики, однако до сих пор она чаще всего ограничивается так называемой “пропедевтикой”, а не решается системно. Особую актуальность приобрела проблема преемственности в связи с появлением вариативных программ.
Реализация непрерывности в содержании математического образования связана с именами Н.Я. Виленкина, Г.В. Дорофеева и др. Управленческие аспекты в модели “дошкольная подготовка — школа — ВУЗ” в последние годы разработаны В.Н. Просвиркиным.
4. Принцип минимакса
Все дети разные, и каждый из них развивается своим темпом. Вместе с тем обучение в массовой школе сориентировано на некий средний уровень, который слишком высок для слабых детей и явно недостаточен для более сильных. Это тормозит развитие как сильных детей, так и слабых.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.