0- невозможность адекватного понимания происходящего даже при оказании второго вида помощи.
Критерий возможности программирования текста
15 баллов- рассказ содержит все основные смысловые единицы в правильной последовательности, между ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения;
10- пропуск отдельных смысловых звеньев, или отсутствие связующих элементов, или неоправданные повторы однотипных, упрощённых связующих элементов;
5- выраженная тенденция к фрагментарности текста, перечислению деталей, событий без обобщающей сюжетной линии, неоднократные необоснованные повторы слов, грамматических конструкций, или наличие непродуктивных слов;
0 - невозможность самостоятельного построения связного высказывания.
Критерий грамматического оформления
15 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;
10 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно, но однообразно или имеются нарушения порядка слов;
5 баллов- наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы;
0 баллов- множественные аграмматизмы.
Критерий лексического оформления
15 баллов- адекватное использование вербальных средств;
10- длительный поиск слов с актуализацией непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;
выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены, искажение звуковой структуры слов;
далёкие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств.
Б) Пересказ текста
Инструкция: послушай рассказ внимательно и приготовься пересказывать.
Галка и голуби
Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби её не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по-галачьи. Голуби всё поняли и выгнали её. Тогда она вернулась к своим. Но те её также не признали и выгнали.
По окончании пересказа задаются вопросы, позволяющие судить о том, насколько ребёнок понял смысл ситуации.
Критерии смысловой адекватности и самостоятельности выполнения
15 баллов- правильный и самостоятельный пересказ, верное понимание смысла происходящего;
10- неточное описание ситуации с правильными ответами на вопросы;
правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла истории даже после уточняющих вопросов;
0- искажение смысла ситуации при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи.
Критерии возможности программирования текста
баллов- пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи, нет трудностей переключения;
10- пропуск отдельных смысловых звеньев или отсутствие связующих звеньев, или неоправданные повторы однотипных связующих элементов;
5- тенденция к фрагментарности текста, к перечислению событий без обобщающей сюжетной линии, неоднократные необоснованные повторы слов или грамматических конструкций;
невозможность построения связного текста даже в условиях помощи в виде вопросов.
Критерий грамматического оформления
15 баллов- пересказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций. 10- пересказ оформлен грамматически правильно, но однообразно, или имеются нарушения порядка слов;
5- наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы;
множественные аграмматизмы.
Критерии лексического оформления
15 баллов- адекватное использование вербальных средств;
поиск слов с использованием непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;
5- выраженная бедность словаря;
далёкие вербальные парафазии.
Суммарный балл за задание при максимально успешном выполнении равен 60.
Блок 2.Импрессивная речь.
Серия 1. Исследование понимания значения слов
Инструкция: рассмотри картинки внимательно, а теперь посмотри на меня, послушай, а потом покажи, то, что я назвала.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.