Для решения задачи изучения процесса овладения чтением у учащихся с ЗПР нами было проведено экспериментальное обследование 10 детей 2 класса Муниципального специального (коррекционного) образовательного учреждения «Начальная школа – детский сад для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата «Надежда» г. Чебоксары, где обучение осуществляется по системе 1-5 (начальное общее образование). Все испытуемые имели заключение о задержке психического развития различного генеза.
Учитывая принцип системности при организации коррекционной работы стартовый срез, проведённый в сентябре 2002 года, состоял из обследования экспрессивной, импрессивной и письменной речи. Кроме того, логопедическое обследование включало в себя сбор анамнестических данных и клинической беседы. При определении ведущего неврологического синдрома и степени его проявления мы опирались на заключение невропатолога.
Методика состоит из двух разделов. Первый, больший по объёму, направлен на исследование особенностей устной речи, второй- на проверку письменной речи.
Речевые пробы для учащихся 2 класса
Раздел I. Устная речь
Блок 1. Экспрессивная речь.
Серия 1. Уровень моторной реализации высказывания
А) Исследование звукопроизношения
Инструкция: повторяй за мной слова.
Собака- маска- нос щука- вещи- лещ
Сено- косить- высь чайка- очки- ночь
замок- коза рыба- корова- топор
зима- ваза река- варенье- дверь цапля- овца- палец лампа- молоко- пол
шуба- кошка- камыш лето- колесо-соль
жук- ножи
При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (звонких б, д, в; задненёбных г, к, х, й).
Оценка
Все звуки условно разделены на пять групп: свистящие, шипящие, л,ль, р,рь, все остальные звуки. Каждая из выделенных пяти групп оценивается отдельно, полученные результаты суммируются.
6 баллов - нормативное произношение всех звуков группы;
один звук или несколько звуков группы доступны правильному произношению, но в спонтанной речи подвергаются искажениям или заменам;
2- искажается или заменяется во всех речевых ситуациях только один звук группы;
искажаются или заменяются несколько звуков группы или все.
Максимальная оценка равна 30 баллам.
Б) Исследование сформированности звукослоговой структуры слова
Инструкция: повторяй за мной слова.
скакалка кинотеатр
танкист баскетбол
космонавт перепорхнуть
милиционер аквалангист
сковорода термометр
Оценка каждой пробы осуществляется по двум критериям:
Оценка слоговой структуры слова
1,5 балла- чёткое и правильное воспроизведение слова;
замедленное, напряжённое или послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;
0,5- изменение структуры слогов внутри слова (замена закрытого слога открытым и наоборот, упрощение слога за счёт пропуска согласного звука при стечении) с сохранением общего количества слогов в слове;
нарушение слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки, уподобление слогов) или невыполнение.
Максимальная оценка составляет 15 баллов.
Оценка звуковой структуры слова
1,5 балла- правильное повторение;
повторение с искажением, заменой, пропуском или вставкой одного звука;
0,5- повторение слова с искажением, заменой, пропуском или вставкой двух звуков;
повторение слова с искажением, заменой, пропуском или вставкой трёх и более звуков.
Максимальная оценка составляет 15 баллов.
Максимальная оценка за задание б) соответствует 30 баллам.
В) Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики
Инструкция: делай, пожалуйста, так, как я скажу.
Надуй щёки.
Надуй одну щеку.
Надуй другую.
Упри язык в правую щёку.
Помести язык между верхними зубами и верхней губой.
Если движение по инструкции ребёнок не выполняет, то предлагается образец. Все последующие пробы делаются по показу.
Инструкция: повторяй за мной движения.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.