Идея концентрированного обучения, вызывающая в последние годы повышенный интерес педагогов-исследователей и практиков, имеет глубокие исторические корни. Ее истоки восходят к трудам Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, В.В. Розанова, П.П. Блонского, Н. Калашникова и др. В современной отечественной педагогической теории известны концепции интенсивного и интенсивно-циклового обучения [1; 2], циклового обучения в вечерней школе [3], обучения методом погружения [4; 5], в которых в той или иной мере отражена идея концентрированного обучения.
Цель последнего состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся (достижении системности знаний, их мобильности и т.д.) путем создания оптимальной организационной структуры учебного процесса. Его сущностными признаками являются: преодоление многопредметности учебного дня, недели, семестра; длительная, но в то же время посильная продолжительность изучения предмета или раздела учебной дисциплины; непрерывность процесса познания и его целостность (начиная с первичного восприятия и кончая формированием умений); укрупнение содержания и организационных форм процесса обучения; рассредоточение зачетов и экзаменов; интенсификация учебного процесса по каждому предмету; сотрудничество участников процесса обучения.
Опираясь на передовой педагогический опыт и учитывая тенденцию к вариативности и гибкости учебного процесса, мы предлагаем три модели реализации концентрированного обучения. Они выделены в зависимости от единицы укрупнения (учебный предмет, учебный день, учебная неделя) и отражают степень концентрации.
Первая модель (монопредметная, с высокой степенью концентрации) предполагает изучение в течение определенного времени одного основного предмета. Продолжительность определяется при этом особенностями содержания и логики его усвоения студентами, общим числом отводимых на него часов, наличием материально-технической базы и другими факторами. Можно выделить два варианта реализации этой модели.
При первом планирование учебного процесса состоит в следующем: общее годовое число часов по предмету делится примерно поровну на четыре части. Далее в течение нескольких дней подряд (по 4-6 уроков в день) студенты осваивают только эту дисциплину. За это время на качественном уровне изучается материал всего курса. При следующем погружении студенты вновь возвращаются к нему, углубляя и расширяя ранее полученные знания путем оперирования ими в стандартных ситуациях. Еще более глубокое изучение материала происходит во время третьего погружения, когда обучающиеся применяют знания в новых условиях. Четвертое погружение ориентировано на обучение студентов умениям творческого применения знаний. Как видим, предполагается неоднократное (до четырех раз в течение года) обращение к одному и тому же материалу, но каждый раз на новом уровне, с более глубоким проникновением в сущность изучаемого предмета. Этот вариант концентрированного обучения целесообразно использовать для освоения дисциплин, содержание которых отличают четкие причинно-следственные связи, дающие возможность представить его в виде единой логической цепочки (физика, химия, электроника и ряд других предметов).
Второй вариант реализации данной модели состоит в однократном в течение учебного года обращении к изучению предмета. Продолжительность концентрации составляет, как правило, несколько недель при ежедневном учебном блоке (4 или 6 академических часов). Например: объем курса "Процессы и аппараты" в лесопромышленных колледжах составляет 200 ч теоретических занятий. При ежедневной нагрузке в б ч продолжительность непрерывного обучения предмету составит 34 учебных дня или около 7 недель.
Учебный день представляет собой сбалансированное сочетание различных форм организации обучения, объединенных одной целью - формирование системы знаний и умений учащихся по целостной теме изучаемого курса. Одно и то же содержание в течение дня прорабатывается в разных формах учебной деятельности (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной и др.) при большом удельном весе самостоятельной работы студентов. Содержательная доминанта придает учебному дню целостность, деятельность учащихся приобретает активный характер благодаря включению их в различные формы и виды работы, обеспечивающие непрерывность процесса познания, органическое единство процессов усвоения знаний и формирования умений. При этом речь идет не только об учебных навыках, но и в значительной мере об обучении технологии сотрудничества, формировании коммуникативной компетенции.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.