Во-вторых, сложившаяся система организации обучения отличается многопредметностью учебного дня и учебной недели. Так, студенты техникумов и колледжей изучают в течение учебного дня 3-4 дисциплины, учебной недели - от 8 до 18 (в зависимости от специальности и курса обучения), за семестр - 12-19. Постоянная смена предметов не позволяет учащимся ни в один из них погрузиться полностью, не дает возможности остановиться на чем-то, задуматься поглубже над заинтересовавшим вопросом. Частая смена доминант, их неустойчивость, невозможность сосредоточиться на чем-то одном приводит в итоге к тому, что профессиональная школа неустанно и насильственно, по определенному алгоритму, заложенному в семестровом расписании, рассеивает внимание обучающихся, служит одной из главных причин их повышенной нервозности, быстрой утомляемости, низкой эффективности учебного труда.
Традиционный учебный день характеризуется подходом к обучающемуся как к объекту обучения, исполнителю и подчиненному. Чаще всего применяются методы, ориентирующие учащихся на исполнительскую деятельность (монологический, репродуктивный). Так, проведенное нами исследование показало, что в среднем за учебный день студенты средней профессиональной школы около 85% времени занимаются такими видами деятельности, как слушание, запись под диктовку, воспроизведение изученного. В течение 89% времени они участвуют во фронтальной работе и лишь около 11% уходит на индивидуальную самостоятельную работу. Групповые формы организации учебной деятельности практически не используются.
Не в лучшем положении оказываются и педагоги. Изучение деятельности преподавателей, работающих в учебной группе, показывает, что она часто разобщена, многие на занятиях "работают" лишь на свой предмет, не соотнося своих действий с работой коллег. Это порой приводит к тому, что отдельные преподаватели, загружая учащихся большим объемом домашних заданий, создают непомерные нагрузки, мотивируют необходимость изучения только их дисциплины.
Недостаток сложившегося структурирования учебного дня состоит и в том, что оно не в состоянии учитывать динамику работоспособности педагогов и учащихся. Известно, что работоспособность человека в течение дня неодинакова: в первые часы он втягивается в работу, следующие 2-3 ч - период наибольшей активности, после чего снова наступает спад. Этот цикл повторяется один раз до и один раз после обеда. Такая же динамика характерна и для дней недели. Все попытки исследователей и практиков учитывать эти закономерности, как правило, ни к чему не приводят - мешает многообразие одновременно изучаемых дисциплин, стремление каждого преподавателя, независимо от места занятия в расписании дня, недели, максимально активизировать учебную деятельность.
В-третьих, рассредоточенный и многопредметный характер профессионального обучения противоречит особенностям профессиональной деятельности, успешность которой во многом зависит от умения специалиста сконцентрировать усилия на выполнении своих функций. Современный специалист должен за короткое время качественно осваивать новые технологии и новое содержание профессиональной деятельности. Поэтому уже в стенах учебного заведения его необходимо подготовить к работе в условиях концентрации времени и усилий.
Применяемая в средней профессиональной школе система организации обучения приводит к противоречию, когда, с одной стороны, требуется активизировать формирование целостной личности современного специалиста, добиться интеграции всех педагогических воздействий и условий саморазвития обучающихся, а с другой - существующий процесс обучения расчленен многопредметностью и мелкотемьем, порождающими частные, несистемные знания, дробление личности.
Один из возможных путей снятия обозначенных выше проблем был предложен нами как результат историко-дидактического исследования развития форм организации обучения в педагогической теории и практике. Речь идет о переходе к концентрированному обучению - особой технологии организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уроков, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели и др.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.