В настоящее время в системе среднего профессионального образования обучается около 2 млн. студентов. В новых условиях функционирования и развития в средних специальных учебных заведениях осуществляется пересмотр целей и содержания образования, в учебный процесс вводятся новые предметы. Между тем уровень подготовки выпускников пока еще не соответствует требованиям и ожиданиям предприятий. Одной из важных причин такого состояния является, на наш взгляд, та система организации обучения, в рамках которой осуществляется подготовка специалистов среднего звена.
Сегодня содержание образования в учебных программах и учебниках искусственно разбито на относительно самостоятельные, логически завершенные разделы, темы, параграфы в соответствии с выделенным на изучение дисциплины количеством часов. Используются определенные формы организации обучения: уроки, лабораторно-практические занятия, практикумы, экзамены, зачеты и др. Наиболее распространенной из них является урок. Он предполагает изучение конкретной узкой темы в течение 45 мин. В день преподают по 3-5 разнородных дисциплин, в неделю - от 8 до 13.
Ни те, кто учится, ни те, кто учит и руководит учебным заведением, не сомневаются в незыблемости такого положения вещей. Недостатки в обучении и воспитании объясняются чем угодно, но только не системой их организации. Между тем, применяемая во всех типах средних школ уже свыше трех столетий, она стала все явственнее обнаруживать свои принципиальные недостатки и приходить в противоречие с новыми условиями и задачами образования.
Во-первых, усвоение учебной дисциплины при такой организации обучения растягивается на длительное время, иногда даже в тех случаях, когда предметы рассчитаны на небольшое количество часов. Например, по учебному плану педагогических колледжей в Республике Татарстан на первом курсе студенты изучают одновременно 15 предметов в первом семестре и 17 - во втором. На каждый из них в неделю отводится 1-2 ч. Примерно такая же картина на втором и третьем курсах. Стоит подчеркнуть, что тенденция увеличения числа изучаемых предметов особенно характерна для новых типов учебных заведений - гимназий, профессиональных лицеев, колледжей, в которых за счет национально-регионального и школьного компонентов в учебные планы включаются различные дисциплины, отражающие потребности региона и обучающихся.
Доказано, что учебный график, при котором на предмет выделяется 1 ч в неделю, имеет нулевой коэффициент полезного действия. И это не случайно, ибо в условиях рассредоточенного (рассеянного) обучения нарушаются психологические закономерности усвоения знания. Поскольку между занятиями большой временной промежуток, полученная на одном уроке информация до следующего стирается из памяти: действует известная в психологии закономерность Г. Эббингауза, в соответствии с которой заученный материал наиболее интенсивно забывается в первые часы после его восприятия; то же, что в эти часы остается в памяти, сохраняется дольше. Чтобы предупредить забывание материала, усвоенного на занятии, необходимо провести работу по закреплению в первые же часы после его восприятия. Однако этого не удается сделать, ибо внимание обучающегося в это время вынужденно переключается на другое содержание.
Следствием традиционной организации обучения является "пипеточное" усвоение раздробленных знаний, мешающее формированию у учащихся целостного представления об изучаемом предмете. В абсолют возводится не умение видеть закономерности, а знание конкретных правил, отдельных формул.
Поурочное разделение учебного материала практически не учитывает специфики предмета и процесса познания, протекающего при его изучении. В то же время у каждой учебной дисциплины своя структура, логика изучения. Педагоги (В.С. Безрукова, И.Я. Лернер и др.) и психологи (Д.В. Вилькеев, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская и др.) отмечают, что любой предмет имеет свой познавательный цикл, учитывающий его особенности, средства и способы познания. Очевидно, что этот цикл диктует соответствующие временные и пространственные рамки занятия.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.