Н.А. Менчинская считает, что содержательное и по возможности однозначное задавание целей обучения является одним из подходов к построению эффективной системы контроля. Она характеризует умственное развитие как сложное многоуровневое явление, состоящее из целого ряда слоев - более поверхностных, внешних(знания) и более глубоких, внутренних (владение приемами мыслительной деятельности или интеллектуальные умения)" [14, с. 157]. Л.И. Айдарова [20. с.40] считает, что в психологической литературе достаточно долго существовало мнение, что деятельность контроля не имеет особого продукта. Однако в исследованиях П.Я. Гальперина и С.Л. Кобыльницкой показано, что специфическим продуктом контроля является улучшение, поправка, подгонка основного действия к его эталону. В этом случае прямо предполагается необходимость наличия некоторой модели, или образа, относительно которого субъект может осуществлять само действие и при необходимости выверять или уточнять его. Так вопрос о мерках, критериях, образцах, их возможной регулирующей функции превращается в вопрос о формировании идеальной формы действия, которая может вести, ориентировать внешнее, предметное действие.
Дидактическому аспекту организации контроля вообще посвящено много работ. Среди авторов, уделивших значительное внимание указанному вопросу, Е.И. Перовский. Б П. Еснпов. М.А, Данилов,Т.А. Ильина, Ю.К. Бабанский. В.П. Беспалько, Е.Л. Белкин. И.Я. Лернер, Р.Ф. Крнвошапова и О.Ф. Силютина, С.И. Руновский, Э.А. Красновский и Т.Л. Коган и другие.
Для разрешения задачи, сформулированной нами, целесообразно более углубленно рассмотреть работы тех дидактов, которые подходят к организации контроля как к организации системы. О том, что в принципе целесообразно рассматривать проблемы контроля как проблемы системы контроля, можно судить по ряду публикаций современных дидактов.
По мнению В.А. Северцева [9 с.9] необходимо существенно упорядочить арсенал форм и методов контроля знаний с единых организационно-методических позиций. Автор считает, что это позволит преодолеть не только характерную ситуацию, когда богатство форм и методов не только не способствуют повышению эффективности проверки знаний, но и может служить причиной снижения ее дидактической ценности. Главное, чем обусловливается подобная ситуация, это отсутствие единого, разработанного с общих педагогических позиций и обеспечивающего преподавателю надёжные ориентиры подхода к контролю знаний и использованию его результатов. В.А. Северцев так характеризует суть нынешнего этапа - чтобы от в известной мере стихийного, опирающегося на опыт отдельных преподавателей подхода к решению вопросов организации и методики проверки и оценки знаний перейти, наконец, к чёткой, научно обоснованной постановке контроля как важного звена в единой системе управления качеством подготовки специалистов.
А.П. Фомичева [11 с.92] , исследовав причины низкой успеваемости, обосновывает индивидуально-тематическую систему контроля и диагностики знаний студентов. Она считает, что эффективность функционирования системы обучения обеспечивает применение не любого контроля, а только того, который в соответствии с принципами кибернетики обладает свойствами информативности, объективности и избирательности, полноты и массовости, своевременности, а также экономности.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.