- актуализация и закрепление знаний,
- формирование операциональных структур мышления.
«Операциональная структура интеллекта», «операциональная структура мышления». «операциональная система мышления» - такие варианты словосочетаний встречаются в работах, которые посвящены психологии обучения, психологии мышления [9,c.130]. Операциональная структура мышления - система умственных действий - прямо зависит от цели познавательной деятельности, в ходе которой осуществляется обучение (это показано рядом исследований). Система операций, служащая для преобразования мышлением поступающей информации, и называется операциональной структурой интеллекта.
Жан Пиаже - создатель этой известной в психологии операциональной системы интеллекта, знаменитый швейцарский психолог, логик, философ, эпистемолог (специалист по теории познания). Суть концепции состоит в следующем. Развитие и функционирование психики является, с одной стороны, ассимиляцией данного материала имеющимися у индивида схемами поведения, а с другой стороны, это аккомодация (приспособление) подобных схем к определенной ситуации. Адаптация организма к среде рассматривается как уравновешивание субъекта и объекта. Высшей формой уравновешивания является образование операциональных структур Операция - по Пиаже - внутренние действия субъекта, генетически производные от внешнего предметного действия и скоординированные с другими операциями так. что они образуют структурное целое, систему. Системе операций свойственна обратимость: наличие для каждой прямой операции ей обратной, которая восстанавливает по результату первой операции исходное состояние. Развитому интеллекту соответствует достижение конечных положений равновесия, которые и подвергаются анализу психологией. Под влиянием изменений условий опыта, считает Ж. Пиаже, возрастает инвариантность знания субъекта об объекте.[10,с.132.]
Этот вывод о необходимости в ходе контроля целенаправленно «подстраивать» задачи формирования мотивации учения и формирования операциональных структур мышления к главной (задаче актуализации и закрепления системы знаний) подтверждается и мнением психологов.
Н.Ф. Талызина [16,с.50] отмечает, что контроль в учебном процессе выполняет не только функцию обратной связи, но и функции подкрепления, он связан также с мотивационной сферой учащегося. И далее, развивая эту мысль: «Центральная задача заключается в нахождении условий, при которых обратная связь выполняла бы не только присущую ей функцию, но и способствовала бы закреплению формируемых действий и созданию у учащихся положительных мотивов учебной деятельности. Проведённые исследования показывают, что обратная связь выполняет функцию подкрепления только в том случае, когда её содержание имеет отношение к мотивам учебной деятельности обучаемого. Обратная связь способствует также положительной учебной мотивации, если осуществляется с учётом потребности учащегося в проверке правильности своих действии и с у чётом объективной успешности его работы»[16,с.303]. Автор считает, что усилия должны быть направлены на дальнейшее изучение условии, при которых обратная связь способствует развитию положительных мотивов учебной деятельности и закреплению получаемых знаний [16, с.304].
В другой работе Н.Ф. Талызиной [17, с.81] наряду с указанием на необходимость осуществлять систематический контроль за формированием новых познавательных действии отмечается. «В случае правильного ответа ученик испытывает удовлетворение от этого, а в случае ошибки он начинает активно искать её причины». В этой же работе автор не раз подчеркивает мысль о том. что только правильно организованный и своевременный контроль повышает мотивацию учения, а при неправильной организации контроля он приводит к потере интереса к учению.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.