Из данного определения следует, что дистанционное образование отличается от традиционного не только формой взаимодействия преподавателя и обучающегося, но и дидактикой, организацией учебного процесса (формами организации обучения и самого обучения), а также и возможностями участников, т.е. содержанием.
Видовым отличием дистанционного образования является то, что эта «форма образования на расстоянии и без отрыва от основной деятельности учащегося [3]. Не менее важное отличие в содержании этой новой развивающейся формы заменяется в новой дидактике, формирующейся на дистанционных образовательных технологиях. Наиболее распространенной организационной формой системы открытого дистанционного образования вуза является трехуровневая структура:
— базовое образовательное учреждение, в котором создан центр дистанционного обучения;
— филиалы базового вуза (структурные подразделения, имеющие преподавательские кадры) или образовательные учреждения, состоящие в партнерских отношениях с базовым вузом;
— представительства (обособленные подразделения института, не имеющие собственных преподавателей и занимающиеся организационными вопросами).
Дистанционное образование это вид родового понятия открытого образования, а не образования как понятия индустриального общества XX века. Как философская категория «образование», безусловно, едино и объединяет все формы образования. Кроме того, наблюдается явление активного влияния новой формы на содержание традиционного образования: трансформацию в дистанционное, а по мере его развития — в открытое и, наконец, в образование с новым содержанием [60].
Характерной особенностью дистанционного обучения является возможность реализовывать образовательные программы вне зависимости от
места нахождения учащегося. Однако действующие нормы образовательного законодательства не предполагают возможности действия образовательного учреждения вне места своего нахождения, за исключением филиалов (представительства не могут осуществлять полноценное обучение).
В практику организации учебного процесса прочно входят новые структурные единицы системы дистанционного образования: межрегиональные кафедры и виртуальные университеты. Учитывая особенности организации учебного процесса дистанционного образования, необходимо совершенствовать его организационные формы и развивать сеть образовательных учреждений, в том числе представительств и виртуальных университетов, осуществляющих подготовку специалистов как с использованием дистанционных технологий, так и полностью обучающих по дистанционной форме обучения. Эта сеть должна стать неотъемлемым элементом системы образования в Российской Федерации.
В настоящее время четко не сформулирована основная стратегическая идея государственной политики в области образования и поэтому неясно, в каком направлении развиваться дистанционному образованию, какая отводится ему роль в общей системе российского образования.
В настоящее время к нормативно-правовой базе дистанционного образования и дистанционного обучения относятся более 400 нормативных правовых актов: международных (конвенций, деклараций, соглашений) и отечественных (Конституция РФ, Законы, Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства, приказы, распоряжения, инструктивные письма, рекомендации, программы отраслевых министерств и ведомств) [61].
Анализ показал, что, несмотря на обилие нормативных актов, действующая правовая база системы дистанционного образования не систематизирована и не отвечает требованиям, необходимым для эффективного его.
Действующее российское законодательство не в полной мере способствует расширению использования информационных технологий в области образования и науки, не определяет полномочный правовой статус субъектов образовательной деятельности, создающих или использующих информационные образовательные технологии.
В настоящее время пока не разработана эффективная система психолого-педагогического, учебно-методического и организационного обеспечения, отсутствует контроль качества обучения, учебно-методического обеспечения подготовки кадров в системе открытого дистанционного образования, слабо изучены вопросы применения здоровьесберегающих технологий.
Недостаточная поддержка дистанционного образования государством в условиях глобализации образовательного рынка ослабляет позиции всего российского образования. Отсутствие государственного интереса к этой тематике не позволяет разработать и внедрить единый стандарт качества дистанционных образовательных продуктов и технологий.
Существующие лицензионные условия, аккредитационные требования, разработанные для традиционных форм получения образования, и процедуры оценки качества подготовки выпускников в отношении образовательных учреждений (организаций), использующихся при дистанционных технологиях обучения, без учета специфики дистанционного образования требуют изменений.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.