Так какой же должна быть система образования? Для того чтобы ответить на этот вопрос необходимо вспомнить успешных людей. Общаясь с успешными людьми, можно обратить внимание на удивительную способность многих из них удерживать в памяти детали. Эта особенность связана с вовлеченностью этих людей в процесс
. То есть для увлеченного человека удерживать в памяти множество деталей является естественным и жизненно необходимым процессом.
От сюда можно сделать вывод, что для того, чтобы развить и интеллект, в первую очередь следует развивать интерес к жизни, находить интересное во всех проявлениях.
Развивающая среда (современная технологическая инфраструктура) главное условие развития интереса к жизни.
Но «развивающая среда»
это не только культурная среда, как у М.Монтессори или создание проблемных ситуаций, как у Д. Дьюи или структура среды: количество и качество лабораторий, кружков, объединений, обществ, мастерских, секций, центров, органов самоуправления, …
Развивающая среда это в первую очередь новые субъект-субъектные установки педагогов в отношениях с обучаемыми. Развивающая среда это главным образом совокупность социальных отношений, общий климат организации образования любого уровня, позитивно влияющих на развитие мотивации учения. Так как, именно мотивация является основным «компонентом» и интеллекта и компетенций, то влиянию среды на их формирование придается особо важное значение [13] [Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования. Москва 2002 год.].
Анализ же опыта разработки образовательных сред, в том числе и в казахстанском образовании свидетельствует о доминировании образцов:
1. догматической образовательной среды пассивной зависимости (педагогическая система Я.А.Коменского);
2. безмятежной образовательной среды пассивной свободы (педагогическая система Ж.Ж.Руссо);
3. безмятежной образовательной среды свободной пассивности (педагогическая система И.Г.Песталоцци);
4. карьерной образовательной среды активной зависимости (педагогическая система Д.Локка, А.С.Макаренко);
5. творческой образовательной среды свободной активности (педагогические системы Я.Корчака и М.Монтессори - реже).
Идея создания благоприятной развивающей среды имеет то преимущество, что ее можно реализовывать постепенно, не предпринимая сразу радикальных изменений в традиционной организации обучения [14] [Д.Равен. «Компетентность в современном обществе, выявление, развитие и реализация». М., 2002.].
Ещё одно условие становления модели образования для интеллектуального развития – поиск новых форм организации обучения
вызванный тем, что т
радиционные формы создают лишь ограниченные возможности для создания развивающей среды. Напротив, проектные формы обучения, занятия-дискуссии, занятия-исследования, деятельность в лабораториях (научных, прикладных,…), внешкольные занятия, участие в реализации научных, социально значимых для местного сообщества проектов, внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий (блочно-модульная, кредитная, …) и другие способствуют самореализации обучаемого и формированию его компетенций. Но это возможно, если соблюдены следующие условия:
ü реализован деятельностный характер обучения,
ü формы организации учебного процесса ориентированы на развитие самостоятельности и ответственности ученика за процесс и результаты своей деятельности,
ü созданы условия для понимания учениками собственных ценностей и приобретения опыта достижения цели,
ü обеспечена четкость, и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации.
Как побочный эффект введения новых методов достигается значительная разгрузка преподавателей.
Следующее условие становления модели образования для интеллектуального развития – это постепенный переход от дисциплинарной (предметной) модели обучения. Ну а технология перехода организации образования на новую компетентностно-ориентированную модель образования
включает в себя осуществление следующих шагов:
1. Развитие системы управления, ориентированного на результат
2. Изменения в методике преподавания
3. Изменения в деятельности учителя и ученика
4. Изменение позиции учителя
5. Изменение требований к учащимся
6. Организационные изменения форм учебной деятельности
7. Использование преподавателем микросценариев
8. Переориентация на формирующую систему оценивания индивидуального прогресса (уровня развития интеллекта, личности и сформированности её компетенций)
Но все эти условия становления модели образования для интеллектуального развития вряд ли будут реализованы, если не произойдёт модернизации структуры системы образования Республики.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.