Конечно, различное содержание деятельности требует развития определённых интеллектуальных способностей индивида. Но во всех случаях необходима чувствительность индивида к новому, актуальным проблемам, к тенденциям возможного развития ситуации. Показателем развития интеллекта является несвязанность субъекта внешними ограничениями, отсутствие у него ксенофобии — боязни нового, непривычного.
Ещё одно существенное качество ума индивида — предвидение возможных последствий предпринимаемых им действий, способность предупреждать и избегать ненужных конфликтов. Одной из основных особенностей развитого интеллекта является способность к интуитивному решению сложных проблем.
То есть, при достаточно высоком уровне интеллекта человек способен принимать на интуитивном уровне оптимальные решения и находить ответы на "трудные" вопросы даже при весьма ограниченном объеме знаний. Иными словами, интеллект — это коэффициент полезного действия работы поисковой системы мозга в собственном информационном массиве [11] [Альфред Барков. Интеллект. Москва. 2008г.].
Таким образом, природа интеллекта очень тесно связана с природой понятия компетенция: «способность мобилизовать внутренние и внешние ресурсы для достижения цели» [12] [ГОСО РК 2.003.-2007 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ. Среднее образование. Основные положения. Астана 2007.].
Одним из основных факторов, тормозящим развитие умственных способностей является система образования, основанная на запоминании, когда «я» человека остается пассивным, потому что учат «извне», а не через понимание «изнутри».
Проблемно-ориентированный анализ степени готовности казахстанского образования к реализации модели компетентностно-ориентированного образования, ориентированного на ребёнка выявил следующие западающие зоны в её деятельности:
1. Cодержание образования представляет собой набор определенных образовательных областей знаний, которые, как правило, не связаны между собой, а главное, не учитывают, во-первых, специфику возраста, во-вторых - современную ситуацию в социальном развитии Республики, в-третьих – не адекватны ценностям, целям-результатам инновационной стратегии развития казахстанского образования.
2. Организация учебного процесса в основном и старшем звене практически не отличается, и строится на жестко заданной классно-урочной системе.
3. Учебный процесс оторван от других видов деятельности и жёстко ограничивает пространство жизнедеятельности ребенка, что препятствует обеспечению преемственности содержания среднего общего и высшего профессионального образования.
4. Образовательный процесс не учитывает индивидуальные предпочтения учащихся, а значит, не обеспечивает возможности индивидуализации.
5. Отсутствуют психолого-педагогические обоснования построения различных моделей образовательного пространства основной, старшей школы, средне специального и высшего учебного заведения.
6. Доминируют вербально-репродуктивные формы обучения.
7. Образовательный процесс не ориентирован на целенаправленную работу по формированию интеллектуальной сферы (разных типов мышления) у обучаемых.
8. Недостаточность образовательных форм социализации, духовно-нравственного воспитания для решения индивидуальных задач взросления, отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельного индивидуального и коллективного действия учащихся в организациях образования разного уровня.
9. Недостаточное внимание к формированию общеучебных умений.
10. Контроль результатов не ориентируется на формирующую систему оценивания индивидуального прогресса каждого обучающегося.
11. Отсутствует психолого-педагогическое сопровождение развивающего компонента образования.
12. Преподаватели не владеют технологиями, обеспечивающими реализацию индивидуальных учебных программ, проектной деятельности и направленными на формирование социальных практик.
Результаты анализа ещё раз подчеркивают, что сегодняшнее казахстанское образование более или менее успешно реализует дисциплинарную (предметную) модель обучения, которая не способствует интеллектуальному развитию, а значит формированию компетенций у граждан Республики.
Ситуация усугубляется ещё и тем, что примерно с 17-18-летнего возраста процесс формирования интеллекта прекращается. То есть это тот возрастной период, когда мы ещё имеем возможность повлиять на интеллектуальное развитие будущих граждан Республики, а значит способствовать становлению компетентной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни Республики Казахстан [12] [ГОСО РК 2.003.-2007 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБРАЗОВАНИЯ. Среднее образование. Основные положения. Астана 2007.].
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.