В первую очередь необходимо отметить саратовскую школу, которая сложилась на базе Поволжского кооперативного института. Ее развитие связано с именем В.Н. Титаева, научные исследования которого посвящены актуальным проблемам потребительской кооперации юга России. Его монография “Власть. Бедность. Кооперация ” еще раз подтвердила тезис о том, что единственным путем выхода населения из бедности и нищеты “является развитие операции, где не последнюю роль играет кооперативное воспитание людей”, через систему кооперативного образования. Указывая на роль культурно-просветительской работы, В.Н. Титаев с современных позиций переосмысливает государственную политику в отношении кооперации, подчеркивает значение кооперативной идеологии и кооперативной философии.
Большой вклад в исследование теоретических аспектов кооперации вносит профессор Р.А. Москвитина. Она анализирует развитие и современное состояние потребительской кооперации России и ее социальной базы, а также впервые рассматривает кооперативное образование регионе и его влияние на повышение образовательного уровня населения в XX в.
Заслуживает внимание фундаментальное исследование профессора И.Н.Коновалова, посвященное вопросам кооперативного строительства в Поволжье и Приуралье. Рассматривая роль и значение слоев и групп сельского населения в кооперации, автор указывает на роль земств в создании кооперативов. И.Н. Коновалов первый поставил вопрос о культурно-просветительской деятельности кооперативов в северо-восточных и центрально-черноземных регионах России в конце XIX- начале XX вв.
Среди исследователей саратовской школы хотелось бы отметить и профессора В.В. Петрова. Рассматривая теоретические проблемы кооперации, он выявляет из прошлого теоретического и практического опыта все то, что можно использовать в современных условиях российских реформ и что может служить на пользу кооперации и обществу в целом.
Бесспорным достоинством ивановской исторической школы представленной работами Л.Е. Файна и других ученых, является их обращенность к историографии изучения кооперации, а также исследование исторического изучения кооперации, неоднократно, подчеркивал социальную роль кооперативной системы на всех исторических этапах.
Исследования Н.К. Фигуровской, Е.Н. Козловой, Т.Е. Кузнецовой и других ученых, представляющих московскую школу, характеризуется углубленным подходом к изучению региональной истории малых форм кооперации, содержательным анализом исторического опыта. Для нас они интересны удачным сочетанием общероссийского и регионального материала, что, несомненно, повышает их практическую ценность.
Подведя итог анализу научных трудов по истории кооперативного образования можно выделить следующие его черты и особенности:
Наблюдается формирование научных школ и направление;
Усиливается внимание ученых к истории кооперации и кооперативного образования изучаемых регионов;
Расширяется и углубляется спектор исследования проблем связанных с культурно-просветительской деятельностью и кооперативным образованием.
Анализ основных этапов историографии кооперативного образования в России позволяет заключить, что несмотря на наличие множества неблагоприятных факторов, отрицательно влиявших на кооперативную науку в течение минувшего столетия, историография исследуемой проблемы на различных этапах продолжала развиваться, обогащаясь на каждом из них новым содержанием.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.