Возникновение и развитие кооперативного образования берет свое начало из самой природы кооперативных отношений, в которых с момента их зарождения вырабатывалась привычка к совместному труду, развивалось чувство солидарности. Основные принципы, на которых строилось здание российской кооперации, изначально были сориентированы на воспитании лучших человеческих качеств, просвещение трудящихся, оказании помощи, поддержки тем, кто в ней нуждается.
Особую актуальность представляет исследование системы кооперативного образования на различных ступенях развития, его место и роль в развитии регионального образования, влияние на формирование образовательной инфраструктуры.
Сегодня, в пору возрождения кооперативных принципов и ценностей исторический опыт и извлеченные из него уроки важны для повышения качества подготовки специалистов и реализации духовно нравственного воспитания современной студенческой молодежи.
Объективное научное освещение процесса становления кооперативного образования в отдельных регионах России имеет значение и в международном плане. Кооперативные идеи, получившие в ряде стран благоприятную почву и импульс к развитию, могу быть обогащены теоретическим опытом России.
Из всего множества проблем, которые находятся в историографической сфере изучения кооперации, проблема отношений кооперации и образования отражается в наиболее широком диапазоне воззрений. Единодушным считается мнение о неотделимости указанных институтов и их взаимопроникновение. Взгляды разделяются относительного того, считать ли кооперативное образование дополняющей структурой, полностью подчиненной государству, или видеть в нем альтернативную форму образования, во всем самостоятельную и равноправную.
С первых после революционных лет вопрос о просветительской и образовательной деятельности кооперации в системе государственной диктатуры был выдвинут перед учеными самой жизнью. Предстояло решить нелегкую задачу, каким образом совместить интересы демократического кооперативного образования и интересы государства диктатуры пролетариата. Ситуация усугублялась тем, что старые кооператоры-идеологи весьма осторожно отнеслись к советской власти. Знаменитым явлением стало издание монографии М.И. Туган-Барановского “Социальные основы кооперации” (1916). В ней во всей полноте раскрываются теоретические, практические и методологические вопросы социокультурной деятельности кооперации. Ученый пишет, что именно кооперация формирует “новый тип крестьянина; приучает его к самодеятельности, взаимопомощи, развивает в нем общественное чувство”. “Кооперация призвана воспитывать нового человека, гармонично сочетающего в себе умение отстаивать личные интересы с готовностью отказаться от них во имя общего интереса”,- и делается вывод, что государство может взять из кооперативного воспитания и образования немало полезного. Поэтому между государством и кооперацией целесообразны взаимовыгодные и равноправные отношения.
На такой же реалистической позиции стоял А.В.Чаянов. Он отмечал огромную роль потребительской кооперации, которая не только “объединяла в своих рядах десятки миллионов людей, создала гигантские склады товаров, построила свои собственные фабрики и заводы”, но и “воздвигла гостиницы, школы и библиотеки, в которых обучаются десятки тысяч кооператоров ”. “Задача кооперации,- отмечал он,- удовлетворение определенных потребностей и интересов членов кооперативов: социальных, культурных и других. Это возможно лишь через просвещение, образование и воспитание кооператоров”.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.