Многие проблемы образования и просветительской деятельности рассматривались ими в духе либерально-демократических идей, которые получили импульс в связи с радикальным поворотом страны в сторону НЭПа. На этой волне была создана внушительная историография по кооперативному образованию. Начиная с конца 20-х годов в историографии усиливается внимание к отношениям государства и кооперации. Объектом внимания становятся такие вопросы, как монополизация идеологии в сфере образования, лишение права на выбор изучаемых предметов, унификация содержания образования и т.п. Вокруг этого шли споры, однако с 1929г. Большевистское толкование кооперативного образования стало господствующим.
Можно утверждать, что до конца 80-х годов каких-либо знаменитых отклонений от официальной концепции в основной массе научной литературы не отмечалось. Проблема взаимоотношения кооперации, образования и государства в большинстве случаев рассматривалась через формирование непрерывного профессионального кооперативного образования: училище-техникум-вуз и обоснование правильности партийно-государственной политики в области кооперативного образования. Историография советского периода обходила молчанием такие острые вопросы, как бюрократизация и идеологизация системы кооперативного образования, размывание изначальных принципов кооперативного воспитания, социальных функций деятельности кооперации и др.
Однако было бы неверно считать, что в течении длительного отрезка времени историография по исследуемой теме не обогащалась интересами и содержательными трудами. В целом ряде исследований авторы, рассматривая проблему кооперации, связывали ее развитие с механизмом человеческих отношений. Показательна в этом плане монография В.Б.Островского. Исследуя механизм деятельности колхозов, он утверждал, что для повышения производительности кооперативного труда необходимо решать социальные вопросы. Ученый использовал для своего анализа не только документальные источники, но и данные социологических обследований. Они позволили глубоко и убедительно раскрыть особенности крестьянской психологии, личностные оценки происходивших событий, а также мотивы человеческого поведения.
В таком же конструктивном ключе написана работа В.П.Данилова. Прослеживая трансформацию кооперации в аппарат распределения, он подчеркивает, что потребительская кооперация превратилась в технический аппарат Наркомпрода. Были уничтожены все кооперативные социальные институты и “происходило ее “огосударствление”, а частично и разрушение”.
Новый этап исследований приходится на вторую половину 80-х – первую половину 90-х гг. Он был связан с попыткой реформирования жизни общества в рамках политики “перестройки”, поиск новых путей развития бывшего СССР. Интересны в этом плане труды К.И. Вахитова , Л.Е. Файна, А.Н. Крашенинникова и др.
Усилился исследовательский интерес к вопросам взаимоотношений государства и кооперативного образования, актуализировалась нравственно- психологическая сторона кооперативного образования. Оказалось, что многие кооперативные образовательные учреждения не способны трудится в условиях экономической свободы, взросло внимание к изучению опыта кооперативного образования в отдельных регионах.
В 80-е, а особенно в 90-е годы в связи с радикальными переменами в историографии исследуемой темы усилился ее критический настрой. В этом отношении показательны работы Л.Е. Файна, Н.К. Фигуровской, Л.С.Фрид, Р.А. Москвитиной и др. Для всех этих работ объединяющей являлась мысль о возрождении в кооперативном движении демократических традиций, которые в последствии станут основой “возрожденной” кооперации. В это же время формируются исторические школы - саратовская, ивановская и московская, где глубоко и всесторонне исследуются вопросы кооперации.
Сайт о образовании, педагогике, самообучении. На сайте раскрываются современные концепции педагогики и педагогические практики, дана информация о состоянии образовании в России и мире.